Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

Повести на русском языке

«Художник»


Повесть «Художник» содержит размышления автора о судьбах выдающихся художников прошлого. По его мнению, талант не может развиться полно в условиях эксплуататорского строя, потому угнетения во всех его проявлениях препятствует искусству.

Повесть знакомит нас с трагической судьбой талантливого юноши, выходца из народа. Произведение автобиографическое, в нем использовано много фактов из жизни самого Т. Г. Шевченко и его выдающихся современников. Вторая часть повести представляет собой письма героя к рассказчика. Такая форма изложения помогает лучше раскрыть образ главного героя в его творческом росте. Здесь также содержатся автобиографические элементы, перемежающиеся с авторским вымыслом.

Образ крепостного художника привлекает своей чистотой и благородством. К Нему с симпатией относятся и рассказчик, и такие выдающиеся личности, как Венецианов и Брюллов. Даже внешность юноши вызывает симпатию: «Долго я держал рисунок в руках и любовался запачканным лицом автора. В неправильном и худощавом лице его было что-то привлекательное, особенно в глазах, умных и коротких, как у девочки ». Необычная внешность юного художника сразу бросилось в глаза и Карлу Брюллову: «Физиономия его мне нравится - не крепостная».

Но больше всего поразил великого мастер необычайный талант мальчика-крепостного. Становление этого таланта является одновременно становлением Личности юного художника. Его интересовал не только живопись, который просто был частью его естества. Мальчика интересовали литература и театр, он очень быстро из несмелого подростка-крепостного превратился в образованного, эрудированного человека.

Поражает благородство юноши в отношении его приятеля Демського. Он из собственных средств заплатил за квартиру умирающего приятеля, за свои деньги похоронил его. А какое благородство проявил герой в отношении к девушки-сироты Паши! Узнав о том, что Пашу обиженно негодяем мичманом, художник спасает девушку от бесчестья, женившись на ней.

Одновременно углубляется конфликт талантливого человека с окружающей средой. Сначала художника не допускают к конкурсу в Академии, а потом он вынужден стать ремесленником, чтобы содержать семью. «...Пропавший человек, ничего больше, - говорит о художнике Михайлов. Сначала он повторял все свою « Весталку », и повторял до того, что И на толкучем перестали брать его копии; потом принялся раскрашивать литографии для магазинов, а теперь не знаю, что он делает. Вероятно, пишет портреты по целковому с рыла».

Невыносимые условия жизни привели к гибели таланта, вследствие чего художник сходит с ума и умирает.

В повести «Художник» Тарас Шевченко также раскрыл образы своих современников, художников Венецианова и Брюллова, которые способствовали выкупа героя произведения, крепостного художника, из панской неволи. Для описания этих выдающихся личностей своего времени автор использовал автобиографические данные и известные ему факты из жизни художников.

Алексея Гавриловича Венецианова Шевченко характеризует как «человеколюбца-художника», который совершил «великодушные подвиги на поприще искусства» . Именно к нему обращается за советом рассказчик, как к человеку, который уже не раз имела дело с кріпосниками с целью выкупа талантливых художников. Из всех затруднительных ситуаций Венецианов «выходил с честью». Так случилось и в этот раз: просидев час в прихожей помещика, Алексей Гаврилович договорился о выкупе юного художника.

Более полно раскрыт образ Карла Павловича Брюллова, которого, по примеру Василия Жуковского, современники называли Карлом Великим. Брюллов всегда поддерживал молодых художников. Для него не существовало социального неравенства, а имел значение только талант. Иногда он даже обедал со своими учениками в недорогом ресторане, потому что "ему нравилось, как истинному артисту, наше разнохарактерное общество".

Ученики считали Брюллова удивительным человеком, способным отказаться от аристократической роскоши ради общения с друзьями.

Итак, следует отметить, что в повестях Т. Шевченко подано глубокую социальную мотивацию взаимоотношений между персонажами, широко описаны социально-бытовой фон. Некоторые повести перекликаются с социально-бытовыми поэмами Кобзаря, но являются вполне оригинальными. Образы же повестей убедительно доказывают, что главной причиной морального вырождения помещичьего среды является безделье и паразитизм.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Тарас Шевченко всегда с восторгом рассказывал про своего друга и учителя Карла Павловича Брюллова - истинного поклонника всех видов искусства, кроме балета.

В повести «Художник» Шевченко рассказывает о причинах такого отношения. Зайдя как-то за кулисы поздравить балерину с триумфом, С. Брюллов увидел ужасное зрелище: по лицу недавней волшебницы стекали ручьи пота и грима. После этого случая великий художник больше не вспоминал о балете, «чтобы не портить дессерта капустой».