Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»

Послание «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...»

Это произведение своим названием указывает на адресата, к которому обращается Т. Г. Шевченко. А именно: к украинцам (к памяти предшественников, современников и потомков). В поэме связано воедино сатиру на господствующий класс и авторское представление о том, каким должен быть настоящий патриот.

Эпиграф послание взято из Библии, из первого соборного послания апостола Иоанна, в котором он призвал людей соблюдать заповеди Иисуса Христа: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть». Этот эпиграф тесно связан с текстом Шевченкового послания. Эпиграф, как и послание Иоанна вообще, адресован всем, кто любит Бога, а произведение Шевченко - всем украинцам. Эпиграф настраивает читателей на определенное эмоциональное восприятие послания и перекликается не только с названием произведения, но и с его сюжетом и образами. Ведь как и любое другое послание, произведение Шевченко представляет собой лирический монолог, в отдельных местах діалогізований.

В своем произведении Шевченко обращается прежде всего к украинского панства, которое, прикрываясь патриотическими фразами, продолжало угнетать свой же украинский народ, «братьев незрящих, гречкосеев». Лживость псевдопатриотических фраз «народолюбцев» заключается уже в том, что они «людей запрягают в тяжелые ига», а значит, этим самым они «Господа презирают». Именно поэтому поэт называет представителей господствующего класса «недочеловеками», «детьми юродивыми».

Шевченко возмущает то, что украинское панство обнаруживает превосходство над простым народом, кичась своим богатством. На самом же деле, это богатство- «дедами краденое добро» нажитое благодаря борьбе простого казачества, достижениями которого воспользовалась старшинская казацкая верхушка. Деды украинских господ наживали свое богатство «на казацких вольных трупам, обворованых трупам».

Автор гневно осуждает дворян, которым национальное сознание заменяет пресмыкательства перед иностранными авторитетами . Действительно, в то время немецкая культура и наука претендовали на роль передовой, но это не означает, что изучать историю и традиции своего народа надо «как немец покажет». Поэт предостерегает:

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.



Ведь с чужбины можно привезти только «великих слов большую силу, и более ничего». Поэт призывал не пренебрегать достижениями национальной истории и культуры, потому что «в своем доме своя и правда, и сила, и воля».

Уже в начале произведения в лирическом монологе-обращении Шевченко предостерегает украинское панство и предсказывает неизбежную месть:

Опомнитесь!

будьте люди,

Ибо беда вам будет.

Розкуються вскоре

Закованные люди,

Настанет суд, заговорят

И Днепр, и горы!

И потечет сторіками

Кровь в синее море

Детей ваших...



В діалогізованій части послания поэт продолжает сатирическое разоблачение «народолюбцев», которые не имеют чувства национальной гордости, поскольку сориентированы на Запад господа трактуют собственную прошлое за иностранными историками, не зная своих корней: «Чьи сыновья? каких родителей?». Сторонники славянофильства знают «все языки славянского народа», но не знают своей собственной.

Т. Шевченко предлагает по-новому осмыслить историческое прошлое Украины, что дает возможность оценить самого поэта, его идеологический шаг вперед, дальнозоркость его взглядов. Ведь в послании он также характеризует украинских гетманов, которые вследствие распрей за гетманскую булаву предали свой народ, превратив Украину в «Большую руину», а сами стали жить как «рабы, подножки, грязь Москвы, Варшавский мусор...», передав потомкам в наследство «свои оковы, свою славу!».

Особый гнев поэта вызывает тот факт, что украинские помещики издеваются над своим же народом:

Доборолась Украина

До самого края.

Хуже ляха свои дети

ее распинают.



Крылатое выражение поэта «Учитесь, читайте, и чужому научайтесь, й свого не цурайтесь...» свидетельствует о его взглядах на роль интеллигенции в жизни украинского народа. Автор считает, что в основе жизни всех кругов украинского общества должны лежать гуманистические принципы, а интеллигенции в этом принадлежит главенствующая роль .Глибокий смысл вкладывает поэт в обращение «Обнимите же, братья мои, наименьшего брата», призывая к борьбе против социально-национального угнетения, национальной единства и братства. Только при таком условии отечество построит счастливое будущее и «оживет добрая слава, слава Украины».

Таким образом, послание воспринимается как завещание Шевченко потомкам, «...нерожденным землякам моим...», которым еще жить в Украине и делать все для ее расцвета.

Итак, послание «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...» - это центральное произведение цикла «Три лета», поскольку он стал идеологическим синтезом всего творчества Шевченко, которым поэт утвердил бессмертие украинской нации.