Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ГРИГОРИЙ КОСЫНКА

Фавст

Когда догорятиме в веках последняя заря - будет гореть моя мысль и страдания, а на черной полосе неба кровавыми буквами вспыхнут пророческие слова Франко:

«Народ мой, замученный, разбитый, как паралитик тот на распутье. Человеческим презрением, будто струпом, покрыт!..»

В имени твоем, Фавсте из Подолья, я пишу эти строки. Пусть следующие поколения вспомнят твое имя великое, пусть на колени встанут перед страданиями твоими.

Дорогой мне, до боли родной Фавсте. Ты не знаешь, понятное дело, таких страшных слов, как «Народная трагедия» - чужие и не понятные тебе слова эти. Ты - до примитива прост. Ведь перед своей смертью - короткой и страшной - ты сумел только нарисовать в камере ч. 12 гробик с крестиком и выцарапать под той гробом ногтем на стене свое имя и фамилию,: «Прокоп Клевер». Вот и все.

...Тогда именно Рождественские ночи клепал мороз, когда к нашей камеры перевели из тюремной «секретки» Клевер: с лица был седой, похожий на Фавста, что его привыкли видеть в спектаклях оперових театров.

Губы Клевера вспухли, он ловил и глотал теплый и тяжелый воздух камеры, а сам делал дрожащими руками какие-то странные движения, будто собирался шугнути в какую-то бездну...

Махлаюватий селюк, он подозрительно осматривал всех присутствующих, всех ласково улыбался, шептал что-то, а дальше неожиданно сел на краешек нар и громко, под хохот присутствующих заявил:

- Смотри, вот история... й здесь люди есть.

Камера, повторяю, встретила слова Клевера смехом: впервые, решили все пришлось человеку познакомиться с тюрьмой.

Офицер Клєнцов, что любил запугивать таких новичков, пристально осмотрел Клевер со всех сторон, иронично скривил рот и строго, пытливо обратился к Клевера:

- Бандит?..

Клевер молчал. Тогда офицер, не сдерживая больше смеха, сказал всех присутствующих в камере:

- Фауста привели. Посидим больше - Гете увидим... А все-таки, парнишка, за какие грехи тебя в нашу камеру пригнали, а?

Клевер не спешил отвечать, он поднял усталые глаза на сгорбленного Клєнцова, на всех и неожиданно спросил офицера с ноткой злобы:

- Разве тебе не все равно?

Из угла, недалеко окна, раздался хриплый бас:

- Правильно. Молодец, Фавст. Так и надо одказувати... Он же тебя не спрашивает, чего ты погоны потерял? - окрысился к Клєнцова тот же хриплый голос из угла.

Клєнцов язвительно огрызнулся, но его никто не поддержал. Правда, всем нравилось новую фамилию, что его дал Клевере Клєнцов.

По камере бегал в валенках неизвестный Фавстові человек, из происхождения и произношения, вы дно было, поляк, и все ругал свои зубы, сплевывая раз жиденькую слюну изо рта.

Когда господин Яцьківський - так звали его - остановился напротив Фавста и попросил скрутить ему сигарету, то Фавст искренне начал ему раяти:

- Что, зубы? Знаю. Это если бы самогон - первак, а потом намочить махорки с папоротником и заложить на тот пенек - поверьте, сразу онемеет. Я знаю.

Яцьківський обиделся:

- Цо? Онемеет? Ты лучше, мужик, порай это своему отцу, понимаешь? Имеешь его? Занемеет.

Но Клевер не видел, казалось, ничего обидного: совет был как совет. Ему даже стало немного смешно, что такой плюгавый панок в валенках, а гляди - нахохлился, рассердился и носится по камере из угла в угол.

Пожав плечами, Клевер невольно засмотрелся на этого гордо господина.

А надо знать, что господин Яцьківський был со своим гонором за утешение для целой камеры: конфедератка, австрийская шинеля с белыми орлами, напыщенны усы, а уже гонора того, то только въедливый Клєнцов мог его сбить, шутя:

- У господина Яцьківського, - говорил он серьезно, - вошь тоже зря не лезет. Почему, поспитаєте? Она всегда ищет исторические пределы, их лишились поляки...

Яцьківський, понятное дело, яростно ругался на такие слова, но разве можно остановить Клєнцова?

- ...господин Яцьківський, - не обращая на ругань, говорил Клєнцов, - больше всего скорбит и сокрушается по блестящим прошлым Степана Батория... А что касается вшей, то я собственными ушами слышал, как он спрашивал одну блондинку: с какого воеводства, госпожа? С Бельведера?..

Это, повторяю, было между прочим, бытовая мелочь, не стоящая серьезного внимания, потому что ссорились мы день в день раз пять - шесть, когда говорили на такие острые темы. Я записываю эту безделушку том, чтобы нарисовать образ Клєнцова как носителя великодержавного шовинизма.

Фауст рассказывал свои сны о Подолье, а мы толковали их.

В глухих коридорах свистят стражи, гремят ключами, а прославленный на всю тюрьму Сторожук благословляет матом Христа и нас всех... Заспанная камера встает, бросает комок постель по углам и, прокашлюючись, становится по-военному в две скамьи, был такой обычай - вымотать с арестанта дух протеста, свести его хотя бы к образу Конончука, что давно уже потерял человеческий образ.

Несколько слов о Конончука. Это - темное и убогое село, село, которое подписывает себе акты обвинения тремя крестиками, а уже позже, в тюрьме, падает на землю на колени, когда увидит крышку хлеба; нужа на таком Конончукові такая большая и плодотворная, что кажется иногда, будто его тело умышленно засеяно отрубями - вшами; тело, похоже на пестрое мыло... Когда пройдет утренняя поверка - всегда короткая и слишком уж деловая, - Конончук садится, как говорит Клєнцов, «подстерегать газету»: «блондинки» впились ему в тело, и надо долго тереть Конончукові свои кости толстой, мужицкой рубашкой, чтобы заставить тех «блондинок» падать и сыпаться на помост...

Отруби сыплются - такая нужа! Лицо у Фавста кривится, словно у ребенка, - он вот-вот, кажется, расплачется; тяжело вздыхает, печально качает головой и, помогая Конончукові, берет одну «блондинку» за лапки, кладет ее на помост и дико бьет ботинком...

- Так ее надо! - приговаривает Фавст.

- Эх, Конончук, Конончук! Твоя «блондинка», видно, не из Бельведера? Видишь, она не хлопает под ботинком, как господина Яцьківського вошь. То вошь, можно сказать, интеллигентная, барская вошь... Правда, господин поручик?

После такой реплики, а главное - такого бесцеремонного и резкого вопроса со стороны Фавста к Клєнцова у меня большое сомнение, что Фавст - незрячий гречкосей... Кто он такой?

Мотив этот разработать.

Клєнцов польском языке (он сидел в польских тюрьмах, где дают из патроната белый хлеб, изредка масло, кофе, а книг - профессорская, мол, библиотека) гнет маты и пристально, с ненавистью и подозрением смотрит в глаза Фавстові.

- Увы-увы, - говорит Клєнцов, - что тебя не посадили в блатных... Жаль, там бы сразу бандитский дух вивіявся...

Фавст искренне смеется.

- Что мне блатные, - говорит он, - ведь там везде - мы, а не вы... Офицера встретить, да еще и офицера с лейбиком - второй табак, Клєнцов. Действительно, как они, варвары, держат вас невинно пятый месяц?.. Это же, согласитесь, некультурно, а я...

...Кто такой Фавст? У меня больше никаких сомнений, что это не такой уж обычный себе дядюшка из дальнего Подолья.

На этом месте между Фавстом и Клєнцовим, как пишут некоторые галичане, всегда начинается ругань, но сегодня обошлись оба без нее; правда, Клєнцов успел все-таки огрызнуться:

- Пять месяцев, господин Фауст, еще не трепка, а ты... ты определенно пойдешь в земельный комитет спасать самостийную...

- Сволочь ты! - коротко ругнув Фавст. Но наш мрачный, вечно запуганный карцеры и карами староста остановил коротким ругательством обоих и, обведя глазами по всем углам камеры, приказал становиться в ряды - в две скамьи: поступала очередная посещения тюремного начальства - поверка по-старому и по-новому.

Еще далеко до камеры было слышать звон шпор - дзинь, дзинь... Блестящие кавалерийские шпоры носил, как известно было нам, начальник корпуса № 6 - прищуватий, сине-гнедой какой-то на виду, цинично-наглый - Бейзер (евреи - заключенные дали ему прозвище - Злой Собака); он всегда, когда только одвідував нашу камеру, смотрел в первую очередь па убогое Конончукове лохмотья - кривил с отвращением лицо так, будто он увидел гнездо гадов, а не постель Конончукову.

Спльовував на пол, хоть нам по инструкции категорически было запрещено плевать на пол. Бейзер переводил свои сухие, зеленоватые глаза, похожи немного на бараньи, на Фавста - он не раз делал Фавстові какой-то вопрос, не было того дня, чтобы он обошел его в ряду, не поспитавши:

- В чем обвиняют тебя?..

Мы все с большим напряжением ждали эту ответ: интересно, за какую провинность посадили этого таинственного Фавста? Высидеть три месяца в «секретці», знали мы, не всякий сможет... А сам Клевер Прокоп изображал из себя - не было никакого сомнения - наивного мужика с Подолья.

Смотрели вместе с Бейзером - в серые, гранитные Фавстові глаза - там глубоко глубоко спрятано было ненависть и презрение не только к Бейзера, а до всех нас; ненависть иногда искрами выигрывала на человечках, - тогда у Фавста дрожали с возмущение руки, но он всегда умел сдерживать свои чувства - он спокойно, даже слишком спокойно, отвечал вопросом:

- За что? Что, восстание.

Такой ответ нервничала Бейзера, - он не мог сдержать своего гнева, он выдергивал из черной - офицерского сукна шинели руку и, топая ногой, размахивал той рукой так, будто пытался всю силу ударить Фавста в лицо...

- Бандит, бога твою мать, а? - неистово выкрикивал Бейзер.

Мы, арестанты, больше всего боялись этой минуты бешенства: мы были глубоко и убеди, что Фавст, хоть и истощенный до предела, ответил бы на удар, более того, он готов был перекусить глотку...

Фавст молчал. Он только скалила свои здоровые, белые и ровные зубы, а злоба, резко подчеркнута на его мужицкому лице, спадала на сухие, когда сочные губы - застывала там, казалось, вместе со слюной.

Он глотал ее, криво улыбался, а сам смотрел на пол. Бейзер оставил на минуту Фавста; он строго, испытующе, будто действительно от него так много зависимы были мы, осматривал каждого. Клєнцов, радуясь, очевидно, что Фавстові была такая «баня», рассмеялся, но Бейзер заметил такую неожиданную радость:

- Эй, ты... как тебя? Чего ржешь, чему ты радуешься?..

Клєнцов выровнялся и, стиснув зубы на оскорбительное «ты», проговорил зозла:

- Арестант - тоже человек. Да.

- Сутки в карцер, - глухо приказал Бейзер, и Клєнцова без курева и без хлеба повели куда-то из камеры. А Бейзер снова повернулся лицом к Фавста:

- Где твоя нара? - спросил.

- Третья.

Начальник корпуса пристально осмотрел со всех сторон Фавстове кровать, сумку, полотенца, вышитого ключом журавлиным... Уже хотел было трогаться с камеры, как вдруг уклякнув и читал выцарапанное: «Прокоп Клевер», а внизу - «Христос Воскресе, Галю...»

- «Христос Воскресе» - тоже твое? - спросил с иронией Бейзер.

- У меня Он не воскреснет... Чего тебе надо? - была Фавстова ответ.

- Трое суток в карцер... без хлеба, кровать привинтить. - Бейзер бесился.

- Кто бросил окурок? - кричал он на всю камеру. - Чашки, стекло, ложки, ножы... проверить, отобрать... На три дня поднять в камере нары, староста.

- Слушаюсь.- Камеру оставит на неделю передач и... забыл, за окурок - сутки в карцер. ... Протест и бандитизм.

Реплика какого-то копеечного меншовика или укапіста:

- Ведь были же когда-то тюрьмы, сидели, живые ведь люди...

За дверью нашей камеры затихал где-то в глухих коридорах малиновый звон на острогах начальника корпуса № 6 - Бейзера.

Старый карцер, аж позеленел от плесени, по углам протягувалася уже вода, а зимой она немного підмерзала и скользили ноги на таком тонком ледке.

Фавст рассказывал свою историю незамысловатую так:

- Когда меня Бейзер, - говорит он, - бросил к этой ямы, покрытой плесенью, я хотел просить его, чтобы сразу взяли меня на расстрел... Это была не секретка, нет. Подумай, какая мне рация гнить на корню, когда я знаю свой конец лучше Бейзера?

Я загнул ему матюка в глазок, и, поверишь, чуть полегчало... Матюкнулся я не потому, что люблю ругань, нет, со мной случилось что-то такое непонятное, что и до сих пор не могу уяснить себе. Горела голова, а тюрьма, - представь себе, наша большая тюрьма виломлюється с почвой и летит высоко-высоко более борами...

И хорошо помню мой спор с Бейзером: «Врешь, - будто говорю ему, - да везде - тюрьма, пусть везде карцер и кара, но имеешь хороший знак: одна уже виломилася из почвы, летит». И знаешь, я впервые начал тогда так смеяться. Мне стало вдруг страшно: что сделали с меня за семь месяцев? Тот дурак бесполезное фавста вспоминал и легенды - я жив еще, хоть моя история стоит тоже легенды.

...Знаю, мне уже не жить, нет мне поворота к жизни, кровью харкаю... Странно, один поэт - вполне больной, по моему мнению, - написал две строчки в карцере:

«Слепое село свирепствует,

А Украина кровью харька».

Слепое село... Здесь, в карцере, засмеялся я на слова следователя: они спрашивают, где сходились на совет? Где, у кого?

Фавст прижался щекой к холодной стене и тихо шептал: «В моей родной сестры, слышите?..» Дальше выровнялся и цитировал себе с какого-то философа: «властвовать над рабами, обернуть каждый автомат - такой в основном, собирается в деспотов»...

- ...Так вот, - говорил к стене дальше. - Прокоп Клевер никогда не будет предателем. Я погибну, сотни и тысячи таких, как я, но никогда, никогда не буду продавать сестры своей. И никого продавать не буду. Иудой не буду.

Фавст плакал... Ему все еще казалось, стоял образ следователя Однорогова, говорил будто к нему:

- Говорит мне Однорогое: «Ты, Клевер, трудового присхождения, ты - бедняк, ты получил образование, ты, наконец, не Гриша или Емеля какой-то... Но почему, почему, из каких побуждений ты примкнул к преступному обществу самостийников? Почему принял участие в восстании?»

Клевер ответил:

- Ая... Пошел, нельзя не идти, потому что когда поджечь дом Грицькові и Емеле, то они только тогда за вилы и достоинство свое вспомнят, а я... мне же, сами говорили, человеку сознательной, надо сознательно и прямо в глаза врагу смотреть...

Так ему якобы сказал был Фавст, а он на это усмехнулся, дал хорошую папіросу:

- Кури, мол, Клевер, наши, а скажи нам, где делись ваши, где были бандиты?

Хлебнул Однорогов за стол голову и, немного заспанный, процедил сквозь зубы:

- Пойдешь на шльопку, милок! Герой! - Замахнулся и на всю руку ударил по зубам Фавст, помнит, до крови, до кости прокусил ему руку ту - только примерами спасли жизнь Однорогому, погубив Фавстове: его держали после этой истории три месяца в так называемом секретном підвідділі.

...Дни текли. Клевер начал кашлять кровью - тогда перевели в общей тюрьмы до камеры № 12.

- Дзинь-бом, дзинь-бом...

(подать отрывки из песни, настроение)

- Слушай, - говорит мне Фавст, - они поют песни так, как грусть собственный пьют... Правда же? А мне, кажется, нечего грустить: действительно я пережил был такую большую радость и восторг, и до сих пор кругом голова идет, как вспомню прошлое..

Конь был у меня - Искра, а когда выезжала наша сотня из леса - в лошадиных гривах песни цвели, зеленые боры дороги нам стелили, и мы были сами, как бор, зеленые - такие молодые и задорные...

На команду: «Конница, на коне!» - вихрем взлетали, острогами звонили и стремян нами бряцавшие, аж подковы цокали в лошадей, мчались так украинскими степями; а рядом - бор, бором - ночь с огнями идет: тогда горели боры...

И снова пели старой тюремной песни:

Слышно там идут...

Где-то кого-то на каторгу ведут.

- Не пойте! Не зацветут, никогда уже не зацветут песни на гриве моего коня! А я все-таки не буду сокрушаться: мы умираем во имя следующих поколений.

Подошел к двери, долго читал выцарапанное ногтем:

«Здесь была последняя ночь... Мы погибли за свободу своего народа; тот, кто одвідає эту камеру, пусть вспомнит нас... Земля украинская кровью окроплена, дети этой земли гниют по тюрьмам славянских народов, ибо сами они - навоз и труп... Люди без воли, без желания даже...»

Дальше все было засмальцьоване так, что невозможно прочитать. Фавст стоял и долго думал ему не надо было говорить такие слова, не к нему обращена была жалоба смертников.

«Последняя ночь» - зафиксировала его память. Когда эта последняя ночь придет к нему, Клевера? Обессиленный упал на железную кровать. Он не помнил уже, или это был сон, или действительно было когда-то такое жизнь? Вспоминал...

- ...Сегодня - богатая кутья, а я... У меня не было еще тогда Искры, не цвели наши песни над борами. Стояла мать у стола, лампадку перед образами засвічувала:

- Святой вечер, дети, поступает - не проказничайте!..

И пол в доме, вымазанная Оксанкой, блестела, и наши детские глаза блестели радостью и счастьем... Мать не сердилась, когда малый Яцко дергал их за юбку, приговаривая:

«Первый пирожок, мама, мне».

- Хорошо, Яцю, тебе... А кому же? Только тебе! - гладили рукой его наїжачену голову и посылали к отцу.

А отцу глаза светились, словно у святого Николая божницы, он сажал справа от себя Яця, а слева - Настеньку и забавлял обоих, а я...

Мимо них проходила гордая Оксанка. она старше была и работница у матери первая: в Оксанчиній косе, помню, маком синела лента...

«Чья-то красивая молодая будет», - подумал. А она вернулась тогда к меня, засмеялась:

- Ну вот, паничу наш, - сказала, - на улицу ничего вам, наведываетесь, а дров урубати, то... «Пусть папа!» - пожурила и пристрамила его тогда Оксанка; отец как будто не слышат этого - седая голова туркоче детям какие-то сказочные слова:

- Мы уже того счастья не испытываем, а придет, дети, а я... И всем убогим людям дадут земли...

Поступала богатая кутья, святой вечер...

- Надевай, Оксанка, ленты Насти, вяжи красного пояса Яцеві.

Сторожукове зоркий глаз; заспанное, помятое какое-то, словно простыня в проститутки, лицо, мутные глаза, особые усы, похожие на тоненькие колбаски (підлизані) какие-то табачным дымом; в передних деснах - два здоровых волчьих зубы, валькована шея...

Он, Сторожук, кланяется Бейзерові:

- Хилый какой-то...

Смеется Сторожук.

Веселый он, конечно, всегда в такие торжественные минуты. Мурлычет песни две строки.

Тошнит Сторожукові водка, тогда идет рыгать до раковины. Ему напоминают, что надо поспешат.

Камера. Фавст взял с нар свою сумку, развязал ее, подходит к Конончука, говорит:

- У вас, дядя, хвастались, сын есть? Но он ужина не принесет сюда - примите мою, ее буду вашим гостем сегодня.

Он возвращается к Клєнцова:

- Не радуйтесь, офіцере, с моей казни... Помните:

«Полягут сотни, тысячи взамен станут к борьбе...»

Маламет молился богу. Вечер. Ночь.

Фавст неподвижно сидел час, искоса смотрел на всех нас и тихо шептал что-то, а дальше встал, спросил господина Яцьківського:

- Где твоя, Яцьківський, кружочка (с орлами), га? Дайте мне воды!

Голос рос, переходил в шепот:

- Слышите, Сторожук списки читает...

Он еще пал был в ведра и пил воду, но после этого, сознательного, казалось нам, поступка он уже не приходил больше к сознанию, он сошел с ума, ловил руками воздух, будто пытался дернуть за повод коня. Бегает по камере, кричит:

- Конница, на коне! К бою!

- Ребята, чей конь сбежит с Искрой? Сторожукові нужна кровь моя? Имеешь ее - пей.

Он ударил лодыжками по пругові двери, разбил до крови руки и на удивление всех начал рисовать на стене большую букву «У». Не кончил, а снова крикнул на всю камеру:

- Конница, на коне! Равняйся, к бою ладнайсь!

На пороге камеры стоял Сторожук. Он взял Фавста за окровавленную руку, крепко сжал ее, посмотрел своими мутными глазами на всех нас и вывел Клевер с камеры в последний раз...

Камера онемела от ужаса.

В соседней камере, «этапной», пели студенты - новички еще нашей тюрьмы:

Ой, радуйся, земле, Сын Божий родился...

А Конончук государств в руках кусок хлеба, что его дал ему Фавст из Подолья, и рыдал...

Прокоп Клевер - герой произведения Г. Косынки «Фавст» - как и Фауст. В. Гете, искал жизненной истины, которую, по его мнению, несла революция. Он погиб в большевистских за стенках, но оставил неистребимую веру в счастливое будущее украинского народа; претерпел нечеловеческие муки, но не стал предателем, до последней минуты веря в счастливое будущее родного Подолья.