II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 79. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ. ВАДИМ СКОМАРОВСКИЙ «КЛЕНЫ»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством поэта Вадима Скомаровского; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; развивать образное мышление, творческое воображение; воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над лічилкою
Шел кот через сто ворот,
До конца дошел,
Котенок нашел.
- Мяу!
2. Работа над скороговоркой
Солнце греет - аж печет,
Из сома в море пот течет,
Советует сому сонный кит:
- Искупаться, именно, следует.
Л. Кулиш-Зиньков
3. Читайте! Добавляйте склады
Ли... (то) по... (сол) фа... (ра)
ли... (сок) по... (тяг) фа...(зан)
ли ...(кар)... (cox) фа... (кэл)
ли ...(да)... (ра) фа... (ртух)
4. Работа над чистомовкою
По-по-по - там идет коза.
Зу-зу-зу - мы ведем козу.
Зы-зы-зы - сено отвези.
Са-са-са - вот летит оса.
Су-су-су - мы увидели косу.
Это-это-это - круглое яйцо.
Ец-ец-ец - веет ветерок.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс «Кто лучше?»
- Кто расскажет лучшую сказку о том, как друзья помогли соловейку выздороветь?
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством украинского поэта Вадима Скомаровского.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Более тридцати лет пишет стихи, поэмы, сказки для детей Вадим Петрович Скомаровский. Его произведения посвящены родному краю, природе, героике военной поры, трудолюбивым людям и, конечно, девочкам и мальчикам - любознательным и непоседливым, каким был и сам поэт в пору детства.
Родился Вадим Скомаровский 1 июня 1937 г. Его родное село Балыко-Щучинка (Кагарлыкский район Киевской области) лежит на изрезанную оврагами правом берегу Днепра, вокруг леса, а в лесах - озера. Эта богатая природа развивала творческое воображение будущего поэта, несколько скрашивала его детство, которое пришлось на годы Отечественной войны. На фронте погиб отец Вадима Скомаровского. Мать всю жизнь работала учительницей. И Вадим после окончания семилетки, а затем - Ржищевского педучилища работал учителем в Бородянской школе на Киевщине. Впоследствии Вадим Скомаровский окончил Измаильский пединститут. И дальнейшая его журналистская работа и работа главным редактором и директором издательства «Молодежь» была тесно связана со школой, с детворой и молодежью.
Физкультминутка
2. Проработка стихотворения В. Скомаровского «Клены» (с. 85-86)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какую картину природы вы представляли, слушая стихотворение?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Багряное - густо-красное, кроваво-красное.
б) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем.
Долго ожидая
стояли тревоге
грозно шумела
метели сивоброва
надела обтрушував
- Прочитайте слова скороговоркой.
- Назовите глаголы.
- Какое слово состоит из двух частей? (Сивоброва)
3) Игра «Пчелки».
Напівголосне чтение стихотворения учащимися.
- Какие картины природы описал поэт?
4) Выразительное чтение стихотворения учащимися «цепочкой».
- С помощью каких слов автор передал тревогу кленов? Прочитайте соответствующие строки.
- Найдите в стихотворении слова, благодаря которым явления природы и деревья предстают живыми существами, похожими на людей.
5) Работа над иллюстрацией.
- Что изображено на рисунке к стихотворению (с. 85)?
- Какое настроение передано художником?
6) Игра «Подбери рифмы».
Багровое... (наступит);
в тревоге... (на морозе);
дубрава... (сивоброва);
метели... (кожухи).
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Что вы узнали о творческий и жизненный путь Вадима Скомаровского?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ