Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 78. ГРУСТНО ХЛЮПАЕТ ДОЖДЬ. ЛИНА КОСТЕНКО «СОЛОВЕЙ ПРОСТУДИЛСЯ». ИТОГ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТИХОВ ЛИНЫ КОСТЕНКО

 

Цель: совершенствовать технику правильного, сознательного, выразительного чтения; формировать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать посильные выводы из прочитанного, учить определять настроение произведения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Во сне Орест

Слез на Эверест.

Помогите Оресту

Слезть с Эвереста!

Потому что ему уже скоро

Надо идти в школу.

2. Игра «Звездный час»

Из букв слова страница составить другие слова (сто, сено, ранка, год, нора, корь, рот, кино, стенка,река, крот, норка...).

3. Игра «Твердый - мягкий»

Измените твердый звук на мягкий, чтобы образовалось новое слово: лук (люк); лапа (ляп); мой (мой); лис (лес); кит (кот); вытер (ветер); сын (синь).

4. Упражнения для развития артикуляции дыхания

• Щелкание языком в ротовой полости.

• Маятник - ротик открыт в улыбке, язык движется от левой до правой щеки.

• Как жужжит комарик.

• Надуваем щеки.

• Пьем чай из блюдца.

• Дуем на одуванчик.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс на лучшее чтение стихотворения Лины Костенко из памяти.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Отгадайте загадку.

• Кто-то открыл на небе душ,

Полно на земле луж.

И на нас водица бьется.

Как это явление зовется? (Дождь)

- Бывает, что дождь льет и льет. Конца-края ему нет. Не слышно пения птиц. Грустно хлюпает дождь - грустно на душе.

Бог имеет особые составы дождя на краю света... Когда появляется потребность пускать дождь на землю, Бог посылает пророка Илию и глухого ангела. Они набирают дождь в облако и разносят его по миру. При этом нередко бывает так, что как они начнут пускать дождь, то пускают его непрерывно несколько дней подряд. Так происходит потому, что глухой ангел спрашивает у Бога, куда нужно пускать дождь. Бог говорит ему: «Ходи там, где черно»; а он, не расслышав, ходит там, где вчера. Бог говорит: «Иди туда, где просят», а он, не расслышав, идет туда, где косят. Бог говорит: «Иди туда, где ждут», а он, не расслышав, идет туда, где жнут.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Проработка стихотворения Л. Костенко «Соловей простудился» (с. 83-84)

1) Вступительное слово учителя.

- Через этот надоедливый дождь простудилась одна птичка. Какая - отгадайте!

• Маленький, серенький

По рощах летает,

Ночью поет.

Как солнце заходит,

Он чарующее пение заводит.

- Тех-тех-тех,

Тиву-тов...-

Несется радостно с рощ.

То спиваночка чья?

Громкой... (соловья).

2) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Определите настроение стиха. Чем он вызван?

3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение выразительно, будто убеждая дождь, что уже хватит лить.

- Какие слова в стихотворении свидетельствуют о том, что дождь идет уже давно?

- Что в этом произведении сказочного?

Физкультминутка

2. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки из стихотворения, которые ему соответствуют.

3. Итог по изучению поэзии Лины Костенко

1) Вступительное слово учителя.

- Поэзии Лины Костенко открыли вам такую тайну: персонажами произведения, кроме людей, могут быть также явления природы, деревья, птицы, звери, наделенные человеческими свойствами. Вспомните стихи с такими персонажами.

2) Игра «Из какого произведения строки?».

• Уже напряла метелей

На шапки для вершин,

На свитки полотна

На занавес для окна... («Пряли»)

 

• Синие пальчики - мерзнет рожь.

Нет решета, дайте ситечко!

(«Бабушка Метелица»)

 

• Пока дни еще хорошие,

Пока еще тепло,

А как выпадут пороше,

Заберу их в дупло. («Белочка осенью»)

 

• Дождик, дождик, ты уже ливень!

Плачет груша, плачет слива.

(«Соловей простудился»)

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Интересным был урок?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить сказку о том, как друзья помогли соловейку выздороветь.