II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 78. ГРУСТНО ХЛЮПАЕТ ДОЖДЬ. ЛИНА КОСТЕНКО «СОЛОВЕЙ ПРОСТУДИЛСЯ». ИТОГ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТИХОВ ЛИНЫ КОСТЕНКО
Цель: совершенствовать технику правильного, сознательного, выразительного чтения; формировать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать посильные выводы из прочитанного, учить определять настроение произведения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Во сне Орест
Слез на Эверест.
Помогите Оресту
Слезть с Эвереста!
Потому что ему уже скоро
Надо идти в школу.
2. Игра «Звездный час»
Из букв слова страница составить другие слова (сто, сено, ранка, год, нора, корь, рот, кино, стенка,река, крот, норка...).
3. Игра «Твердый - мягкий»
Измените твердый звук на мягкий, чтобы образовалось новое слово: лук (люк); лапа (ляп); мой (мой); лис (лес); кит (кот); вытер (ветер); сын (синь).
4. Упражнения для развития артикуляции дыхания
• Щелкание языком в ротовой полости.
• Маятник - ротик открыт в улыбке, язык движется от левой до правой щеки.
• Как жужжит комарик.
• Надуваем щеки.
• Пьем чай из блюдца.
• Дуем на одуванчик.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее чтение стихотворения Лины Костенко из памяти.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Кто-то открыл на небе душ,
Полно на земле луж.
И на нас водица бьется.
Как это явление зовется? (Дождь)
- Бывает, что дождь льет и льет. Конца-края ему нет. Не слышно пения птиц. Грустно хлюпает дождь - грустно на душе.
Бог имеет особые составы дождя на краю света... Когда появляется потребность пускать дождь на землю, Бог посылает пророка Илию и глухого ангела. Они набирают дождь в облако и разносят его по миру. При этом нередко бывает так, что как они начнут пускать дождь, то пускают его непрерывно несколько дней подряд. Так происходит потому, что глухой ангел спрашивает у Бога, куда нужно пускать дождь. Бог говорит ему: «Ходи там, где черно»; а он, не расслышав, ходит там, где вчера. Бог говорит: «Иди туда, где просят», а он, не расслышав, идет туда, где косят. Бог говорит: «Иди туда, где ждут», а он, не расслышав, идет туда, где жнут.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка стихотворения Л. Костенко «Соловей простудился» (с. 83-84)
1) Вступительное слово учителя.
- Через этот надоедливый дождь простудилась одна птичка. Какая - отгадайте!
• Маленький, серенький
По рощах летает,
Ночью поет.
Как солнце заходит,
Он чарующее пение заводит.
- Тех-тех-тех,
Тиву-тов...-
Несется радостно с рощ.
То спиваночка чья?
Громкой... (соловья).
2) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Определите настроение стиха. Чем он вызван?
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение выразительно, будто убеждая дождь, что уже хватит лить.
- Какие слова в стихотворении свидетельствуют о том, что дождь идет уже давно?
- Что в этом произведении сказочного?
Физкультминутка
2. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки из стихотворения, которые ему соответствуют.
3. Итог по изучению поэзии Лины Костенко
1) Вступительное слово учителя.
- Поэзии Лины Костенко открыли вам такую тайну: персонажами произведения, кроме людей, могут быть также явления природы, деревья, птицы, звери, наделенные человеческими свойствами. Вспомните стихи с такими персонажами.
2) Игра «Из какого произведения строки?».
• Уже напряла метелей
На шапки для вершин,
На свитки полотна
На занавес для окна... («Пряли»)
• Синие пальчики - мерзнет рожь.
Нет решета, дайте ситечко!
(«Бабушка Метелица»)
• Пока дни еще хорошие,
Пока еще тепло,
А как выпадут пороше,
Заберу их в дупло. («Белочка осенью»)
• Дождик, дождик, ты уже ливень!
Плачет груша, плачет слива.
(«Соловей простудился»)
VI. ИТОГ УРОКА
- Интересным был урок?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить сказку о том, как друзья помогли соловейку выздороветь.