Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»
Поэма «Наймичка»
Образ матери является центральным во всем творчестве Т. Г. Шевченко, но во втором периоде творчества этот образ приобретает новые черты. За несколько лет, прошедших между написанием «Екатерины» и «Работницу», Тарас Шевченко окреп как поэт. Он по-новому осмысливает судьбу женщины-покрытки, выводит на передний план ее материнские чувства, и самопожертвование во имя ребенка.
И Екатерина, и главная героиня «Наймички» Анна бессознательно лишили себя супружеского счастья, но мир Екатерины разрушился сразу после того, как молодая женщина поняла, что ее одурено. Она так и осталась девушкой-матерью-одиночкой, потому что самым главным для нее была собственная опорочена судьба. Анна же, наоборот, выше всего ставит жизнь своего сына. Нетрудно догадаться, почему женщина оказалась в поле с младенцем на руках. На первый план выходят ее материнские чувства:
Не ругай меня: буду молиться,
С самого неба
Судьбу выплачу слезами
И пошлю к тебе.
И действительно, на протяжении всей своей жизни Анна молилась за судьбу своего ребенка. Каждый раз; идя на богомолье, становилась в Киеве в наймы, чтобы на заработанные деньги заказать молебен за здоровье своего сына, всегда приносила ему подарки.
Материнские чувства Анны Тарас Шевченко передал простым доступным языком, без напускного пафоса, близкой к языку народного творчества, потому что и сама служанка прожила тихую и незаметную жизнь, словно все годы, прожитые в чужом доме, искупила грех перед своим ребенком. Марко не чувствовал нехватки материнской ласки, ибо на протяжении всех лет Анна была рядом, «сама не съест и не доп'є, его накормит», «проснется, шевельнется, - то она уже вскочит, и укроет, и перехрестить, тихо убаюкает...».
Но боль терпела сама Анна, чтобы Марко не узнал, что его мать служанка, чтобы не стеснялся ее!
Шевченко изображает несколько сцен, которые вызывают у читателя глубокое психологическое напряжение. Как больно матери от того, что никогда не обратится ее ребенок к ней с самым святым словом «мама». Анна осознавала, что для Марка она всегда будет только наймичкой. Служанка сама обрекла себя на муку быть рядом с сыном и не иметь права признаться ему.
Лишь перед смертью Анна сказала своему сыну, что она не служанка:
Прости меня
Я терпела
Весь век в чужом доме...
Прости меня, мой сыночек!
Я... я твоя мать,
Современники Шевченко дали высокую оценку поэме «Наймичка». А Иван Франко, исследуя творчество великого Кобзаря, считал, что «Служанка» принадлежит к числу величайших триумфов правдивой штуки и должен считаться за лучший показ великой гениальности Шевченко».
Близка к народному творчеству, поэма «Наймичка» отличается ярким изображением крестьянского быта, народных обрядов и обычаев. Это и картины жизни Трофима и Насти, крестин и свадьбы Марка, других религиозных обрядов, ибо религия занимала важное место в жизни украинцев. Также невозможно представить себе их жизнь без песни, поэтому в поэме использованы строки песни, да и слова самого автора часто звучат как песня.
Итак, поэма «Наймичка», как и все другие произведения Тараса Шевченко второго периода, - это произведение несравненно тонких человеческих чувств и широкого мировоззрения, которые выросли с национальной сути великого Кобзаря.
|
|