Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»
Поэма (мистерия) «Большой погреб»
В советское время поэма «Великий льох» была наименее исследованным произведениям Кобзаря. Отношение Шевченко к тогдашней России сознательно замалчивалось. А это была страна, которую О. Герцен назвал «живой пирамидой преступлений». Итак, призывая народ к борьбе, Шевченко призвал уничтожить всю машину порабощения, которая называлась царской Россией. Поэтому в произведениях «Чигрине, Чигрине» и «Разрытая могила» поэт проклинал Хмельницкого за воссоединение с Москвой и подносил роль Мазепы в истории Украины. Поэма «Великий льох» продолжает тему обличения преступлений, совершенных российским самодержавием против Украины. Автор рассмотрел проблемы, которые привели к потере украинцами национального сознания, а самой Украиной государственности.
Толчком к написанию поэмы стали археологические раскопки могил. Эти действия воспринимались народом как глумление над его святынями. В центре поэмы - село Суботов, которое некогда принадлежало Богдану Хмельницкому и где москали начали раскопки большого погреба.
Для построения произведения Тарас Шевченко использовал характерный для фольклора прием тройственности. Поэма состоит из трех разделов, в каждом из которых действуют по три персонажа. Наличие мистических персонажей объясняет особенности жанра произведения, ведь мистерия представляла собой драматический жанр средневекового театра. В поэме Шевченко также имеющиеся признаки драмы, поскольку речь персонажей представлена в форме диалога. Таким образом, в произведении действуют мистические (три души, три вороны) и реальные (три лирники) фигуры, объединенные аллегорическим образом «Большого погреба». Он олицетворяет скрытые силы украинского народа для борьбы за социальное и национальное освобождение.
В первой части поэмы рассказывается о три грешные души, которые в виде голубей прилетели на место раскопок:
Ибо так Бог сказал Петру:
Тойді в рай их повпускаєш,
Как это москаль позабирає,
Как розкопа большой погреб.
Грех первой души заключался в том, что она, как была девушкой, с полными ведрами перешла дорогу Богдану Хмельницкому, который ехал в Переяслав «Москве присягать». Таким образом, она якобы помогла Хмельницком в его поступке. А в том, что девушка понесла наказание за это, мы видим негативную оценку Шевченко акта присоединения Украины к России, одним из инициаторов которого и был Хмельницкий. Шевченко вообще осуждает государственную деятельность Богдана, потому что считает, что она привела к потере Украиной независимости.
Вторая душа за жизнь напоила коня Петру И, когда он возвращался после победы над шведами. Остановившись в Батурине, русские сожгли город, уничтожив всех жителей. Девушка-подросток, которая случайно осталась в живых, была отдана «москалям на игрище». На утро она совершила тяжкий грех, напоив коня палача своего народа.
В этой части поэмы тоже чувствуется авторская оценка еще одной исторической фигуры - гетмана Мазепы. Шевченко считает Мазепу героем Украины, потому что тот отстаивал украинскую государственность, за что Петр И жестоко наказал сторонников гетмана.
Грех третьей души заключался в том, что она, когда была младенцем, улыбнулась Екатерине II, которая путешествовала Днепром,
Что тая царица -
Лютый враг Украины,
Голодная волчица!..
Во втором разделе поэмы рассказывается о трех ворон, которые тоже прилетели на место раскопок. Символические образы ворон олицетворяют зло и несчастье в исторической судьбе Украины, России и Польши. Каждая из ворон хвалится преступлениями, совершенными против своего народа. Одна из ворон убивается, что
И я злая, а все-таки
Того не сумею,
Что москали в Украине
С казаками действуют.
В этой же части произведения Шевченко предсказывает рождение близнецов, из которых один будет, как тот Гонта, - пытать палачей», а второй - «палачам помогать».
Поэт предвидел, что и дальнейшая история будет историей борьбы. И хотя враги будут искать все средства, чтобы побороть нового Гонта, они его не преодолеют, потому что под влиянием творчества Шевченко в Украине «рождается сплошная украинская личность уже не клясова, не только крестьянская, а единственная всенаціональна, интегральная».
Следующий раздел поэмы носит название «Три лирники». В реально-бытовом плане поэт подал их разговор о том, что, распевая «мирянам» про Богдана, можно найти пищу. Три калеки-лирники (слепой, кривой, горбатый) олицетворяют искалеченное поколение, равнодушное к своего исторического прошлого и будущего нации. Старцы-лирники не имеют собственного достоинства, пригибаясь и оправдываясь перед московскими господами. Да и сама лира - инструмент старцев - свидетельствует, что «уже было потеряно свободолюбивый казацкий дух нации, осознание высокого значения бандуриста, утеряно украинцами понимание значения своего исторического прошлого».
На протяжении всего произведения поэт подчеркивает цель раскопок, осуществляемых москалями, - наживу. Но работа оказалась напрасной, потому что нашли только
Черепок, гнилое корыто
и костяки в кандалах.
Москали ярость, «что ничего, видишь, взять», и начали избивать беззащитных людей. Но оказалось, что Москва раскопала малый погреб, а большой (то есть скрытые силы и свободолюбивые стремления украинского народа) не нашла.
Итак, главным назначением поэмы «Великий льох» было пробуждение национального сознания и достоинства украинцев благодаря правдивому отражению прошлого.
Жанр социально-бытовой поэмы во втором периоде творчества великого Кобзаря, представлен тремя произведениями: «Сова», «Наймичка», «Ведьма».
|
|