9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН
Особенности поэтического мира Байрона (по поэзиями Д. Г. Байрона «Прометей» и «Валтасарове видение»)
Байрон является одним из крупнейших представителей романтического направления в поэзии XIX века. Жизнь этого незаурядного человека было бы подстрочником к его стихотворениям. Действительно, когда родовитый англичанин погибает в чужом краю, утомленный борьбой за счастье чужого народа, это что-то да и значит.
Несмотря на то что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи четко отличаются, скажем, от произведений его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона становится заранее безнадежной борьбы с враждебным миром. Так. поэт выбирал себе героев, которые вступали в поединок - один на один с целым миром.
В поэзии «Прометей» Байрон обращается к известному персонажу античной мифологии - титана Прометея. Этот герой был наказан богами за непокорність. Поэт изображает титана как борца за счастье людей:
Титан! В глазах твоих
Отразилось горе и тревоги
Земных жизней, что гневные боги
Погордо презирали их.
Прометей получил за свой великодушный поступок страшную кару. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев установками богов:
Ты выбрал борьбу, Титан,
В поединке воли и страданий
Принял ты муку без колебаний.
Зевс Громовержец в поэзии выступает как почти слепая и гневная сила, что способна подавить все вольнолюбивое и живет. Пусть Прометей наказывается тяжким мучением, и человечество не забывает о том, кто подарил ему огонь, научил ремесленничества и письма. За Байроном, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей:
Пусть судьба зла тебя сковала,
И вызов твой, борца дерзкая,
Рвение твое огненное,
Твой гордый дух и непокорность
Для смертных примером становится.
Другая важная черта поэтического мировосприятия Байрона - искренняя ненависть к тиранов и угнетателей человечества всевозможных мастей. В поэзии «Валтасарове видения» Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнего вавилонского царя - страшного и жестокого Валтасара. Во время шумного праздника на роскошной стене дворца неизвестная рука выводит тайные и зловещие письмена. Напуганный царь приказывает растолковать тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в состоянии этого сделать. И лишь пленник-чужак разгадывает зловещую тайну:
«Погибнет Вавилон, -
Над ним нависла кара.
Могила, а не трон
Ждет Валтасара».
Эту поэзию можно считать предупреждением всем обладателям, которые забыли о чести, совести и Бога. Кстати, та же тема воплощена в известной русской революционной песни «Пусть деспот пирует в роскошном дворце». Таким образом, тяга к, так сказать, силовых средств изменения общественного строя тоже не безразлична Байрону.
Особый, ни на кого не похожий гений - так можно сказать про Байрона. И можно добавить - гений, который так и не нашел общий язык с обществом. Ведь когда просвещенная Европа с упоением читала стихи мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байро
на хоронили в небольшой церкви близ Ньюстеда, в его родовом имении. Отделавшись как одна из ведущих фигур европейской литературы, в жизни Байрон был одиноким и, видимо, не очень счастливым человеком. Подобная участь присуща многим гениям, и от этого никуда не денешься, ибо такое оно - безгранично и многогранно человеческая жизнь.