Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 77. И ВНОВЬ ЗАСЫПЛЕТ ВСЕ ЗИМА. ЛИНА КОСТЕНКО «БАБУШКА ВЬЮГА», «ПРЯЛИ»

 

Цель: продолжить ознакомление учащихся с поэзией Лины Костенко; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения стихотворных произведений; учить анализировать прочитанное, делать выводы, обобщения; развивать связную речь учащихся, образное мышление; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Вич везет важучій воз -

Шерсть, вату, ивняк.

Уперся вич, и упало с воза

Восемь вязанок ивняка.

Ю. Кругляк

2. Добавьте состав или буквы, образуйте слова!

Глаза - (ов)глаза;

рой - (об)рой;

он - (дз);

моль - (5ж)моль;

кругов - (со)кругов;

(ли)да;

парк - парк (ет);

жир - жир(аф);

сутки - сутки (вка);

шаг - шаг(одил);

лимон - лимон(ад);

кит - кит (иця).

3. Читайте! Замечайте! Продолжите!

Рано - нора; мыло - ломы; мара - рама; сосна - насос; банка - кабан; Марко - комар; товар - стоит; терка - катер; приказ - казна; наша - шана.

4. Продолжай!

Дождь - как мальчик по тропинке:

Туп - (туп-туп).

И грохочет гром в небе:

Го - (го-го).

Молния бьет по облаку:

Бу - (бу-бу).

Журчит вода в реке:

Хлюп - (хлюп-хлюп).

Д. Мостовой

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Отгадайте загадку.

• Кружит нежный белый пух,

Меняет зайчик свой кожух.

Одевает лиска перчатки,

Поют синички весело.

Медведь в берлоге уже дріма...

Время, скажите?.. (Зима).

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

- Сегодня мы прочитаем стихи Лины Костенко, которые она посвятила волшебнице-зиме.

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Проработка стихотворения Л. Костенко «Бабушка Метелица»

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение? Кто главная героиня?

2) Словарная работа.

а) Справочное бюро.

Слоняться - ходить сюда-туда, в разных направлениях, блуждать, бродить где-нибудь.

б) Чтение столбиков слов «буксиром», в парах, скороговоркой.

Решето метальній

ситечко лазило

пусто добрые

Физкультминутка

3) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».

4) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.

- На чем приехала баба Вьюга? Что она делала в деревне?

- Среди выделенных в стихотворении слов найдите те, которые наполняют описанную картину звуками, цветами, движением.

- Прочитайте слова, которыми поэтесса описала віхолу как человека.

- Подумайте, почему віхолу названо седой. Как вы понимаете выражение на метальній метле приехала?

- Проследите, как поэтесса изображает грозный характер бабы Вьюги и одновременно ее добрые намерения.

5) Работа в группах.

- Стихотворение заканчивается точками. Попробуйте составить его продолжение. Расскажите, как отдыхала баба Вьюга.

2. Обработки текста И. Нечуя-Левицкого

Самостоятельное чтение текста учащимися.

- Какую картину ты представляешь, читая эти строки.

- С помощью какого сравнения писатель описывает действия ветра? Почему он выбрал именно такой образ?

3. Проработка стихотворения Л. Костенко «Пряли»

1) Игра «Рыбки». Чтение стихотворения учениками молча.

- Догадались ли вы, о которую прялю идет речь?

2) Работа в парах.

- Подготовьтесь к чтению стихотворения вслух: определите, где надо делать паузы - более длинную (между предложениями) и покороче (в середине предложения на месте тире). Какие строки прочтете с интонацией перечисление?

3) Чтение стихотворения учениками вслух.

- Что происходит, когда в пряхи рвется нить?

- Что пряли уже успела сделать?

- Какие картины вызывают в вашем воображении слова: снег иди-идет-идет, а она прядет и прядет; уже напряла метелей на шапки для верховине

- В каком стихотворении Лины Костенко снегопад наиболее подобен изображенного в тексте Ивана Нечуя-Левицкого? Объясните свой ответ.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Какие стихи читали на уроке?

- Кто их автор?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить одно из стихотворений наизусть.