Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 76. ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА. ЛИНА КОСТЕНКО «БЕЛОЧКА ОСЕНЬЮ»

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством Лины Костенко; обучать учащихся выразительно читать стихотворные произведения; развивать умение анализировать прочитанное, давать ответы на вопросы; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Еж и їжаченя

Ездят по грибы каждый день,

Ежиха помогает -

Сыроежки им собирает.

2. Работа над чистомовкою

Са-са-са - летит оса,

Зу-зу-зу - веду козу,

За-за-за - идет коза,

Су-су-су - ведро несу,

Шу-шу-шу - листья шевелю.

3. Игра «Дополни словосочетания»

Большой камень, а маленький... (камушек).

Большой флаг, а маленький... (флажок).

Большой корень, а маленький... (корешок).

Большой гребень, а маленький... (расческа).

Большой ремень, а маленький... (ремешок).

4. Читайте только названия животных!

Порт, рысь, клен, еж, липа, волк, горох, ночка, гадюка, скамейка, море, клей, енот, барабан, молоко, малина, лев, кот, учебник, медведь, стол, журнал, газета.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс «Кто лучше?»

Учащиеся рассказывают по памяти стихотворение В. Лучука «Дикий мак».

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством украинской поэтессы Лины Костенко.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

- Родилась Лина Васильевна на Киевщине в учительской семье. Родители будущей поэтессы были людьми высокообразованными и порядочными. Отец знал двенадцать языков, хорошо был осведомлен во всех учебных предметах школы. Закончила Лина Костенко Киевский педагогический институт и Московский литературный институт. Писать стихи начала с детства.

Долгое время (15 лет) ее не признавали как поэтессу. Это был печальный период в ее жизни, в истории украинской литературы. Сейчас Лина Васильевна Костенко живет и работает в Киеве, продолжая радовать нас своими произведениями.

2. Проработка стихотворения Лины Костенко «Белочка осенью» (с 81)

1) Игра «Узнай персонажа произведения».

• Багряная шубка

И роскошный хвостик.

Лес ей дары приносит:

Осыпают сосны шишки.

Время уже собирать орешки.

Клопотлива и хитра,

А в дупло несет грибка.

(Белка)

2) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какой вы представляете белочку?

Физкультминутка

3) Словарная работа.

Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.

Пороше рассуждает

в'язочка выпадут

бурундук гіллячках

посыплется нашпилює

- Какое слово «лишнее» в первом столбике? (Посыплется) Во втором? (Гіллячках)

4) Чтение стихотворения учениками за строфами.

5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.

- Какие грибы сушит белочка?

- На чем она их сушит?

- О чем рассуждает?

- Почему не спится белочке?

- Как вы понимаете выделенное выражение?

- Сравните его с высказыванием пламя еще не погасло. Действительно день может погаснуть? А пламя?

- Заметьте: в выделенном высказывании слово погас употреблен в переносном значении.

6) Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки стихотворения, которые ему соответствуют.

3. Знаешь ли ты?

Широко распространено мнение, что белка питается орехами. Далеко не только орехами и, тем более, не только лесными орехами. Все, что есть в лесу съедобного, входит в ее меню: разнообразное семена, зерна, почки, ветки, ягоды, молодые побеги, грибы, ну, и конечно, содержание шишек хвойных деревьев. За день белка может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых. Она, схватив зубами чешуйку, поднимает ее вверх, таким образом, что та отлетает и семечко показывается наружу. На такую обработку одной сосновой шишки этот зверь тратит около З минут. В дневной рацион белки входят 100-150 шишек. Этого количества продукта достаточно, чтобы утолить голод и отложить запасы жира.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Чему можно научиться у белочки?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать выразительно стихотворение.