Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»

Поэма «Еретик»

Для Т. Г. Шевченко всегда были небезразличны судьбы всех порабощенных народов, особенно славянских. А вопросом славянского единства на то время интересовались передовые личности многих стран. Поэму «Еретик» поэт посвятил своему современнику, выдающемуся чешскому ученому-слависту П. И. Шафарику. По определению Шевченко, именно Шафарик способствовал укреплению дружбы между славянскими народами: «Слава тебе, Шафарику, вовеки и веки! Возвел еси в одно море слов'янськії реки!»

В посвящении Шевченко называет извечными врагами братских народов германских завоевателей, которые и разъединили славянскую семью: «Зажгли у соседа новую хорошую хату злые соседи...». Поэт выражает надежду, что за славянскими народами большое будущее: «И поплывет лодка с широкими парусами и с добрым кормилом, поплывет на вольнім море, на широких волнах».

Поэма «Еретик» не имеет экспозиции. Она начинается монологом Яна Гуса, которому предшествует эпиграф из Псалтыря: «Камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» (Псалом 117, стих 22). Этими словами иудейский царь Давид благодарил Бога после победы над своими врагами. Это слова из притчи, которую рассказывал Христос в иерусалимском храме вскоре перед смертью. В притчах Христос, зная, что враги хотят его уничтожить, обличал беззакония правителей и лжепророков, не боясь гибели.

Слова Христа: «камень, который отвергли строители, стал краеугольным от Господа произошло это, и дивно в глазах других» - оказались пророческими. Они напоминают и о судьбе самого Иисуса Христа, заповеди которого стали основой христианства, и о судьбе царя Давида, которого презирали за то, что в детстве он был пастухом, но стал главой могущественного Иудейского государства.

Итак, в поэме поэт использует інакомовність. Так, эпиграф произведения тесно связан с названием - «Еретик». Ведь человека, которая выступила против церковных догм, можно сравнить с камнем, отвергнутым строителями. Эпиграф соотносится и с образом Яна Гуса, который обличал угнетателей чешского народа - немецких феодалов и католических священников.

Как Христос в иерусалимском храме обличал беззакония, так же и Ян Гус нес людям правду о лживость католических священников, которые продавали папские индульгенции всем, кто платит.

Реакционных католических священников Тарас Шевченко называет хулиганами и людоедами, сравнивает их с быками в загоне, с гадюками, что «вьются круг тиары», ведь они «правду побороли». А немецкие феодалы, которые с помощью церкви поработили чешский народ, «степи, пути, как саранча покрыли», спеша в Констанцу на расправу с Гусом.

Автор с уважением относится к смелого поступка Яна Гуса, ведь чешский герой не просто болеет за судьбу своего народа, но и действует. Разорвав буллу, он тем самым выступил против Папы Римского, показав чехам пример мужества в борьбе за национальную и социальную независимость. Ян Гус не боится смерти. Тарас Шевченко характеризует его эпитетами «праведный», «добрый», «славный», «смелый чех». Его призыв к борьбе звучит громко и решительно:

Прозрійте, люди, день настал!

Расправьте руки, смойте луду.

Проснитесь, чехи,, будьте люди,

А не посмішище монахам.



Он так же мужественно шел на «суд нечестивый», как Христос на Голгофу.

Перед лицом смерти праведник «и не встрепенулся...» перед огнем. Но слова правды, сказанные чешским героем, не пропали даром.

А это значит, что слова Яна Гуса стали краеугольным камнем борьбы за независимость.

В поэме «Еретик» Тарас Шевченко раскрывает общие проблемы всех порабощенных народов: между людьми должны быть только воля и правда, а люди должны помнить, что они люди.