Украинская литература 1920-1930 годов
Литературный авангард первых десятилетий XX века
Как европейские, так и украинские художники этой эпохи развивались под лозунгами новаторства, создания «искусства будущего», которое соответствует духу времени, его ритму, а следовательно, «делу революции», которая принесла свободу народа. В такой атмосфере формировался художественный авангардизм направление.
Авангардизм (франц. avant-garde - передняя скамья) - тип художественного мышления и способ изображения действительности, который возник в первые десятилетия XX века, подчеркивая экспериментальные, новаторские поиски в искусстве. Главные признаки авангардизма: отказ от реалистического изображения мира, отрицание традиционных форм художественного изображения, субъективизм, стремление к применению необычных, даже антиэстетических выразительных средств. Имел различные направления: футуризм акцентировал внимание на мовотворенні, экспрессионизм - на эмоциональности, непосредственности восприятия, сюрреализм - на подсознании, кубизм - на геометрических формах. К авангардистов принадлежали французы Гийом Аполлинер, Луи Арагона Поль Элюар, россияне Владимир Маяковский, Вели - мир Хлебников, Игорь Северянин, украинцы Михайль Семенко, Валерьян Полищук и другие. Среди художников авангардистами были Пабло Пикассо, Джакомо Балла и другие. Самым выдающимся резчиком-кубістом был украинец Александр Архипенко, о котором изданы монографии всеми языками мира.
Заметным явлением в Украине была литературно-художественная группа «Авангард» (1926-1930), которую возглавил поэт Валерьян Полищук. В нее вошли Гео Коляда, Раиса Троянкер, Леонид Чернов и другие. Полищук назвал авангардизм конструктивным динамизмом, или спіралізмом», поскольку, на его взгляд, новое искусство развивается как бы по спирали. В декларациях авангардисты провозгласили «тесная связь искусства с индустриализацией», отвергая мещанство, просвещение, хуторянство как «пережиток прошлого» в творчестве. Они исповедовали «европеизм в художественной поэтике», которая сводилась к культу формы: их интересовало не столько смысловое наполнение произведения, сколько формальная организация текста.
В альманахе «Авангард» принимали участие украинские художники (Александр Сорока, Николай Майский,Леонид Чернов, Раиса Троянкер), русские (Игорь Сельвинский, Михаил Зелинский) и немецкие (Иоганнес Бехер), что должно было засвидетельствовать европейскость авангарда. В русле авангардизма писали сочинения Майк Йогансен, Олекса Около и другие. Представители украинского авангарда исповедовали такие идеи: в искусстве главным является не содержание, а форма, призванная поразить, разбудить сознание читателя, его быструю реакцию. Важным для произведения является необычность, яркость изображенных героев, их исключительная поведение, необычный способ мышления. Авангардисты подбирали средства создания картины мира, что немедленно воздействовали на читателя, зрителя или слушателя. Они шли на нарушение формы, эстетизируя не только положительное начало, но и изображали отрицательное, неэстетичное в жизни, чтобы в такой способ поразить публику, вызвать определенное несогласие или восприятие явления. Значительный вклад в европеизацию украинской литературы осуществили футуристы, представители одного из направлений авангардизма.
Футуриз - (латы «futurum»- будущее)был ответвлением модернизма, став одним из направлений авангардизма. Его представители заявляли, что творят « искусство будущего», отрицая его общественную функцию и идейный намерение художника, и ставили целью розміщанення человека и суток. Манифест футуристов написал итальянский поэт Филиппо Маринетти, обнародовав его в парижской газете «Фигаро» 1909 года. Он отрицал классическое наследие, призвал художников порывать с традициями, утверждая, что новая эпоха требует создания нового типа человека, лишенного нравственных страданий, нежности, любви. Такие идеи подхватили француз Гийом Аполлинер, россиянин Владимир Маяковский, украинец Михаил Семенко и другие. Футуристы интенсивно разрабатывали тему индустриального пейзажа и урбанистические мотивы.
Обновляя выразительные средства искусства слова, они стремились «выпустить слова на волю» (Михайль Семенко), освободить
Джакомо Балла. Девочка, которая бегает на балконе
стих от совпадения фразы и стихотворной строки, щедро творили новые слова. Вместо внедренной романтиками, символистами и импрессионистами евфонії (благозвучия), они вводили в поэзию диссонансы (різноголосність), применяли свободные ассоциации. Все это должно, на их взгляд, передать ритмы новой эпохи.
«Королем футуропрерій» называли Гео (Григория) Шкурупия (1903-1937). В его первом сборнике «Психетози» (1922) преобладала современная урбанистическая лирика. Поэт охотно использовал верлибр, диссонансные и неожиданные рифмы, не признавал разделительных знаков, считая это признаком «революционности». В поэзии «Семафоры» Гео Шкурупий обрисовал окровавленную и сожженную родную страну. Он олицетворял семафоры, «протянули руки к небу с одчаю». Его «я» слилось с коллективным «мы», то есть теми, кто видит будущее: «И только мы бодрыми руками, / срывая мяту и руту / песен / идем по железных дорогах! // Только нам открыто / семафоры в будущее!..» Второй сборник «Барабан» (1923) отбила надежды художника на обновление жизнь, его веру в духовную силу человека новой эпохи. В то же время это была манифестация разрыва с традициями и канонами, умышленно, без эстетических потребностей нагнетания прозаїзмів, эпатаж читателей необычным словом и ломанием классических строф. В сборниках «Угольки слов» (1925), «Для друзей, поэтов, современников вечности» (1929) особенно интересной является маринистическая лирика. Здесь Гео Шкурупий - неоромантик, что прославляет морские странствия и приключения («Песня зарезанного капитана»). Трагически закончилась жизнь поэта: его в декабре 1934 года был арестован и расстрелян 25 ноября 1937 года на Соловках.
Самым заметным среди футуристов был организатор этого движения Михайль Семенко.