Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

И. Устное народное творчество

 

Тема 3. Народный эпос

 

3.3. Баллады

Баллада - небольшое лиро-эпическое произведение сказочно-фантастическом, легендарно - исторического или героического содержания с драматически напряженным сюжетом.

В древности сопровождались балладами танцы. Позже пение отделился от танца и баллада стала самостоятельным жанром народнопісенної творчества, а впоследствии литературы.

Характерные признаки баллады:

- напряженность композиции,

- трагическая решения повязка,

- ощутимое эмоциональное напряжение,

- в центре сюжета - лишь одно событие из жизни главного героя,

- лаконичность повествования,

- незначительное количество героев.

Баллады были источником художественной литературы, из которого черпали мотивы и настроения Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка.

Мотивы баллад:

- тоска за невестой,

- убит на войне казак,

- чувства девушки, из которых насмеялись,

- злое колдовство,

- проклятия свекрови на адрес молодой невестки,

- предательство и месть.

Среди сюжетов баллад выделяют несколько тематических групп:

1. Мифологические, связанные с легендами о превращении людей в птиц, растений (например, хорошо известные баллады о дочери-птичку, о девушку-тополь, о сыне, заклятого в тополя и др.), аллегорические (о голубку и голубя).

2. Семейно-бытовые с пережитками кровно-родовых отношений - на тему инцеста (брат j сватается к сестре; о вдове и ее женихов - родных сыновей).

3. О семейных отношениях во времена патриархальных отношений мужчин и женщин, родителей и детей (о муже, который убивает женщину по наущению матери; о сыне, который прогоняет из дома мать-вдову; о матери, которая пропивает дочь и др.).

4. Исторические баллады, которые граничат с историческими песнями (о встрече родных в турецком плену; о Бондарівну и господина Каньовського; о гайдамаков, которые убивают Марусиного сына и др.). 5. Социально-бытовые (о смерти рекрутов, чумаков, батраков, эмигрантов, сечевых стрельцов)

Украинские баллады-песни отражают мировоззрения и представления разных поколений, их связь с природой: персонажи баллад представленные символами. Сын, которого прокляла мать, становится явором, невестка, которую возненавидела свекровь, - тополем. Девушка может превратиться в птичку, а казацкая смерть предстает в других образах: «в головах ворон каркает, а в ножках кузнечик плачет», есть образы ясного сокола, сизого голубя, седой кукушки.

Встречаются в балладах сказочные мотивы, очень распространена гипербола, что касается физической силы героев.

Народные баллады:

«Ой не ходи, Грицю», «Ой летела стрела», «Ой на горе огонь горит», «Казака несут», «Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь», «Бондаривна» и др.

Баллада «Бондаривна»

В балладе рассказывается, что в «городке Богуславку...гуляла Бондаривна, как пишная пава». Среди девушек была и Бондаривна, когда к ним подошел г-н Каневский. Он обнял, а потом еще и поцеловал Бондарівну, на что девушка ответила, что господин «не годен» ее целовать, а только «разуваюсь!» Добрые люди шепнули Бондарівні, чтобы она убегала. Бежала девушка «с высокого моста, ...помеж домами, А за ней два солдаты 3 голыми саблями». Когда поймали Бондарівну и привели к господину, тот приказал выбирать: с ним жить, или в сырой земле гнить. Девушка выбрала последнее, и Каневский ее застрелил. А отцу давал талеры «за хорошую дочь».

Ой ударили во все колокола,

Музыки заиграли,

А уже девку Бондарівну

Навеки спрятали.

В произведении высказывается восхищение гордой девушкой, которая не захотела с нелюбимым жить, не сдалась, и осуждение жестокого г-убийцы. Баллада построена на диалогах, с использованием повторов, обращений, восклицательных предложений, сравнений и эпитетов.

Тема: воспевание трагедии Бондарівни, которая не покорилась воле господина Каньовського.

Идея: возвеличивание свободолюбия, мужества, непоколебимости, осуждение жестокости, коварства.

Художественные особенности произведения

Сравнение: «Там гуляла Бондаривна, как пишная пава», «Между ними Бондаривна, как седая голубка!».

Риторические оклики: «беги, Беги, Бондарівно, будет тебе беда!», «Только годен пан Каневский меня разуваюсь!», «Чем с тобой поневоле на этом свете жить!», «Пусть идет свою дочь на смерть наряжать!», «Вот же тебе, старый Бондарь, за личико румяное!», «Вот тебе, старый Бондарь, за хорошую дочь!», «Бондарівно, моя дочь, пропал я с тобой!», «А уже яс девку Бондарівну навеки спрятать!».

Обращение: «беги, Беги, Бондарівно...», «А волиш, Бондарівно?..», «Ой предпочитаю я, пан Каневский...», «Вот же тебе, старый Бондарь...», «Бондарівно, моя дочь...».

Повторы: «беги, Беги...», «...хорошая, хорошего...», «старый Бондарь...».

Риторические вопросы: «А волиш, Бондарівно, в сырой земле гнить?».

Эпитеты: «добрые люди», «сырая земля».

Гипербола: «ударили во все колокола».