Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

И. Устное народное творчество

 

Тема 3. Народный эпос

 

3.2. Народные думы

 

«Думы - бессмертные памятники, созданные гением самого народа» (И. Франко).

Думы - большие песенно-повествовательные произведения преимущественно героического содержания важные исторические события (чаще всего о борьбу украинского народа против иностранных захватчиков). Близкие к исторических песен и былин по тематике, но песня исполняется пением, дума и былина - речитативом (проказуванням) под аккомпанемент кобзы, бандуры или лиры. Дума, в отличие от песни, имеет нерівноскладові строки, преимущественно глагольное рифмовки; большая по объему.

Думы появились примерно в XV ст. - во время возникновения казачества. В думах народ создал образы мужественных, благородных и сильных духом героев, которые ради свободы готовы идти на смерть. У многих случаях думы создавались после каких-то важных событий. Исполнители народных дум - кобзари и лирники, которые ходили по городам и селам, пели думы под аккомпанемент своих инструментов. Сами они называли думы «казацкими песнями», «уважительными песнями».

Тематика народных дум:

- страдания рабов в турецкой неволе («Невольницький плач»);

- бегство невольников в родной край. («Маруся Богуславка», «О побеге трех братьев из Азова, из турецкой неволи»);

- прославление воинов-казаков - верных защитников родного края, борцівпроти турецко-татарськихзагарбників(«ДумапрокозакаГолоту», ДумапроСамійлаКішку»);

- прославление героев национально-освободительной борьбы украинского народа против польско-шляхетского порабощения («Иван Богун», «Хмельницкий и Барабаш», «Корсунская победа») т.п.;

- нарушение проблемам морали, человеческих взаимоотношений (социально-бытовые) («Бедная вдова и три сына», «Дума про сестру и брата», «Прощание казака с семьей» и др.).

Структура думы:

• запев (зачин, «заплачка»);

• основная рассказ;

• окончания («славословіє»).

Дума делится на интонационно-смысловые тирады.

(Тирада - языковой период объему от двух до восьми строк, объединенных рифмой.)

Торжественный, возвышенный стиль дум усиливается приемом ретардації.

(Ретардація - замедление рассказы, что обеспечивается частыми повторами целых фраз.)

Известные украинские кобзари: Остап Вересай, Михаил Кравченко, Иван Крюковский, Андрей Шут, Иван Лента и др.

Научный термин «дума» впервые ввел Михаил Максимович в первой половине XIX в. Первые публикации дум осуществили М. Цертелев, П. Лукашевич, А. Метлинский, П. Кулиш, М. Максимович.

«Дума про Марусю Богуславку»

Жемчужиной украинского народного эпоса является «Дума про Марусю Богуславку».

В думе рассказывается, как в турецкой неволе уже тридцать лет находится семьсот казаков. Однажды к заключенных пришла «дівка-бранка, Маруся, поповна Богуславка» и спросила, не знают ли они, какой сегодня день «в земле христианской». Невольники, которые тридцать лет «Божьего мира, солнца праведного» не видели, конечно, знать не могли. Тогда Маруся сообщила, что «завтра святой праздник, роковый день пасха». Она просила казаков не ругать, не проклинать ее за то, что напомнила о праздник. Маруся сказала, что «как будет господин турецкий к мечети уезжать», то отдаст ей ключи, вот тогда она и освободить невольников. В святое воскресенье Маруся Богуславка освобождала невольников, но с ними не убегала, а просила передать ее родителям, чтобы они не собирали больших сокровищ на выкуп дочери, потому она уже потурчилась, побусурменилась Для роскоши турецкой, Для лакомства несчастного!»

Маруся Богуславка - это не историческая лицо, а обобщенный образ женщины-пленницы, которая, попав в турецкий плен и став женой турецкого султана, не забывает родной земли и пытается хоть что-то полезное сделать для нее. Не имея возможности вернуться в Украину, она помогает невольникам-казакам сделать это.

Тема: рассказ о том, как украинская девушка, которая стала женой турецкого султана, помогает своим пленным землякам вернуться к родной земле.

Идея: осуждение рабства, страданий, которых испытали украинцы во время нападения турок, вера в счастливую свободную жизнь.

Художественные особенности думы

Эпитеты: «белый камень», «бедные невольники», «святой день», «тяжелая неволя», «роскошь турецкая», «лакомство несчастное», «тихие воды».

Метафора: «слезами проливали».

Повторы: «...стояла темница кам'яная»; «...казаки, вы, бедные невольники»; «Словами говорили, Слезами проливали»; «...дівка-бранка, Маруся, поповна Богуславка».

Риторические оклики: «Казаки, вы, бедные невольники!», «Гей. Казаки, вы, бедные невольники!», «Как ты нам святая Пасха и сказала!», «Только города Богуслава не проходите!», «...Между мир крещеный!», «Пошли, Боже, на многая лета И до скончания века!».

Риторический вопрос: «вы знаете, Что в нашей земле И день затепера?»