Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»

Поэма «Кавказ»

Тематическим продолжением поэмы «Сон» есть поэма «Кавказ», посвященная истинному другу Тараса Шевченко Якову де Бальмену, который погиб на Кавказе во время войны с горцами. « Кавказ » - еще одна гениальная политическая сатира Шевченко. Произведение не имеет жанровых признаков поэмы, потому что в нем нет сюжета и персонажей. Но он является сгустком идей, направленных на разоблачение царизма, его колонизаторской сущности.

Поэму «Кавказ» Тарас Шевченко построил на широкой общечеловеческой основе. Произведение характеризуется полным неприятием и полным отрицанием самодержавно-крепостнического общества, всех его антинародных основ. Характерно, что не народы Кавказа поэт обвиняет в смерти своего друга, а русское самодержавие:

Легло костьми

Людей муштрованих немало.

А слез, а кровь!? напоит

Всех императоров бы стало

С детьми и внуками, утопит

В слезах удових. А девичьих,

Пролитых тайно среди ночи?

А матерніх горячих слез!

А папиных, старых, кровавых,

Не реки - море разлилось,

Огненное море!



Этими словами Шевченко заклеймил все захватнические войны, ведь в поэме нет поэтических описаний Кавказа, кроме начальных строк поэмы: «За горами горы окутанные облаком». В воображении поэта Кавказские горы «засеяны горем, кровію политые». Эти строки перекликаются с эпиграфом к поэме, взятым из Библии (Книга пророка Иеремии): «Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез, И плачуся и день и нощо о побиенных...»

Однако Т. Шевченко утверждает, что свободолюбивый народ нельзя уничтожить. Непокоренную силу народа автор воплотил в бессмертном образе Прометея. Этот образ символичен. Он олицетворяет бессмертие народа, сердце которого «снова оживает и смеется снова». Российский царизм, выведен в образе палача-орла, не может уничтожить свободолюбивых стремлений народа.

Пророчески звучат слова великого Кобзаря, адресованные всем народам, которые борются за независимость: «Борітеся - поборете!» Ведь у всех угнетенных народов царской России судьба похожа, они лишены права свободно развиваться, говорить на родном языке: «От молдаванина до финна На всех языках все молчит, Ибо благоденствует!»

Продолжая обличительную тему, поэт делает детальный анализ психологии российского империализма: «Нам только сакля очи колет: чего она стоит у вас, не нами дана?» Так называемая «просветительская» политика царизма является грабежом другого народа, у которого хотелось бы отобрать даже чурек, чтобы потом бросить ему как царскую милость. Угнетатели готовы взыскать налог даже за солнце, за которое горцы почему-то не платят. Интересы порабощенного народа постоянно находились в центре внимания Шевченко. Он раскрыл нелепость притязаний царизма.

Гневная сатира на войну -- царская охота - перерастает в глубокий сарказм, с которым поэт провозглашает «славу» «хортам и гончим, и псарям, и нашим батюшкам-царям». Таким образом, мы видим, что Шевченко поставил самодержца в один ряд с «борзыми, гончими, псарями».

Осуждением захватнических войн звучат слова: «Легло костьми людей муштрованих немало». Среди этих «муштрованих людей» погиб и друг Шевченко, Яков де Бальмен, которому « не за Украину, а за ее палача пришлось пролить кровь добрую, не черную. Пришлось запить с московской чаши московскую яд!»

Ненависть к самодержавно-крепостнической системы вызвала у Шевченко ненависть ко всему, на чем держалось самодержавие, в том числе и к церкви, которая стояла на охране царских интересов. Взаимовыгодное союз церкви и государства была причиной того, что и к Богу поэт не всегда обращался уважительно:

Когда одпочити

Ляжешь, Боже, уставший?

И нам дашь жить?



Шевченко выступает против злоупотребления религией с политической целью, он против религиозных войн, против кровопролития. Поэт считает, что «вера, истинная вера требует установления непосредственной связи, непосредственного отношения между Богом и людьми»:

Мы вируем твоей силе

И слову живому:

встанет правда, встанет воля,

И тебе одному

поклонятся все языки

вовеки и веки.



«Правда», «воля» для Шевченко - не просто этические понятия, ибо «правда» человеческая и «воля» тоже человеческая, потому что рядом с собой поэт видит живых реальных Людей, которые стонут в неволе, потому что их продают или проигрывают в карты: «... не негров... а таких же крестных... но простых».

Итак, поэма «Кавказ» разоблачает моральное разложение правящих кругов царской России, которые отступились от человеческих и Божьих заповедей, вводя политику тирании, ненависти к людям, лицемерия и жажды наживы.