9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
«Герой нашего времени» - роман психологический и философский
Вершина творчества Лермонтова - социально-психологический роман «Герой нашего времени». Главное действующее лицо романа - офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на Кавказ. Эпизоды его жизни на Кавказе составляют содержание романа, который построен из пяти повестей: «Тамань», «Максим Максимович», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист».
Печорин - «лишний человек». Обращение его непонятное окружающим людям, потому что они имеют обычную, распространенную в дворянском обществе точку зрения на жизнь. Печорин мог быть блестящим офицером. Он смелый, не боится опасности и смерти, у него железная воля. Но он не ищет воинской славы и не делает военной карьеры. Свои силы и энергию он тратит на пустые поступки. Его жизнь не имеет цели он ставит жизнь в зависимость от случая, капризного желания и превращает его в игру. Разочарованность в светском обществе Печорин переносит на все окружающее. На страдания и радости других людей он смотрит «только в отношении к себе» Отвергая современную действительность, он защищает только свою личную свободу, свободу своей воли. Так обозначается его индивидуалистическая психология.
Поступки Печорина, заставляя страдать других, не делают его счастливым. Он несчастный одинокий. Его холодный ум неустанно судит всех и самого себя. В то же время в его душе живет потребность в любви и сочувствии. В нем кипит энергия ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «назначение высокое». Но приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.
Кипучая деятельность Печорина пуста и бесполезна, поступки мелкие. Время поставил его перед выбором: «или решительное бездействие, или деятельность без цели».
Несмотря на то, что Печорин так и не нашел главной, достойной его цели в жизни - и в этом один из источников трагизма его судьбы, - было бы неверно утверждать, что у него вообще нет серьезных занятий. Одно из них - понимание природы и возможностей человека. Отсюда - бесконечный цепь психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими. Он обдумывает свои поступки, он сам - незаурядная личность, он постоянно сопоставляет свое поведение с «высоким назначением».
Думая о свободе как главную для него ценность, Печорин спрашивает себя: «Почему мне так дорога она? Что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего жду
от будущего?» На один из этих вопросов у него нет ответа, но их постановка в условиях всесторонне закрепощенной России говорила современникам, да и не только им, много о чем.
В повести «Фаталист» поведение Печорина приобретает философского осмысления. Пружиной событий становится спор о том, предопределена ли судьба человека или же она свободна в своих действиях. Офицер Вулич понимает предопределение судьбы как выражение высшей воли, от которой зависит каждый шаг человека, философским обоснованием поведения Печорина становится принцип сомнения. Печорин сомневается во всем: в существовании определенной наперед судьбы, а следовательно, и Бога; в необходимости добра как условия человеческой жизни; во всех моральных дінностях. Это приводит его к выводу, что единственной несомненной реальностью становится его собственное «я». Свободу своей воли он делает принципом поведения. Индивидуализм Печорина из категории психологической переходит в категорию мировоззренческую, философскую.
Свобода «для себя» оборачивается и другой стороной - она опустошает человека, делает его жизнь бесцельной. Такая в итоге судьба Печорина, который едет путешествовать в Персию и по дороге умирает.
Отношение Лермонтова к Печорина неоднозначное. Лєрмонтов принимает мужественное критическую мнению Печорина, что разрушает традиционные взгляды, его стремление к действию и утверждение права на свободу. В этом в условиях эпохи реакции проявились черты настоящего героизма. Но философию индивидуализма (свободы «для :ебе») Лєрмонтов осуждает как бесполезную и социально опасную.
Творчество Лермонтова стала этапом в развитии русской общественной мысли. Художественные открытия Лермонтова (новые формы лирики, реалистичный психологический анализ, диалектическое раскрытие характеров, анализ философской концепции жизни) проложили дорогу поэзии Некрасова, Блока, Маяковского, прозе Тургенева, Толстого, Достоевского.