Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

 

Особенности жанра и композиции поэмы М. Гоголя «Мертвые души»

 

Фигура Николая Васильевича Гоголя четко выделяется на фоне русской литературы XIX века. Этот гениальный писатель дал направление всему литературному процессу на несколько десятилетий. К тому же Гоголь является одним из немногих писателей, который смог соединить в своем творчестве две мощные культурные струи - украинский и российский. Следствием этого стала до сих пор непостижимо прекрасная, зачудована, фантастическая речь, равной которой еще не прозвучало. Вершиной творчества Николая Гоголя традиционно считается поэма «Мертвые души».

XIX века - странная сутки. Александр Пушкин называет романом в стихах настоящую поэму, Николай Гоголь называет поэмой авантюрный роман. Почему так произошло? Действительно, «Мертвые души» за всеми жанровыми признаками является романом, который состоит из одиннадцати глав. Может, писатель или рабочие типографии ошиблись? Попробуем доказать, что ошибки здесь нет.

Кроме того, что Гоголь интересовался историей, живописью, архитектурой, круг чисто литературных интересов писателя было достаточно широким. Так, Гоголь хорошо знал украинскую устное народное творчество, современную европейскую литературу и, конечно, русскую литературу. Но для понимания жанровых и композиционных особенностей «Мертвых душ» необходимо помнить о том, что писатель чрезвычайно увлекался «Божественной комедией» Данте. Поэма «Мертвые души», по замыслу Гоголя, должна была иметь три части, которые бы напоминали о три части «Божественной комедии», то есть «Ад», «Чистилище» и «Рай». К сожалению, Гоголь успел создать полностью только первую часть своего бессмертного произведения. Можно считать, что первый том «Мертвых душ» является эквивалентом дантовскому «Аду».

В советское время много было написано о Гоголе - обличителя несправедливостей российского общества. Так, писатель действительно разоблачает эти «свинцовьіе мерзости жизни». Но его сверхзадача - сделать своих героев добрыми или давеча чуть лучшими людьми. Для достижения этой цели Гоголь, с одним из его замечаний, стремился провести Чичи-кова сквозь душевную борьбу, так сказать, разбудить этого мошенника для лучшей, людянішої роли. Но тогдашняя действительность, а может, Бог зло посмеялся над большим насмішником:’уцелевшие фрагменты сожженного второго тома «Мертвых душ» доказывают, что исправить кривой от рождения характер Чичикова является безнадежным делом.

Сам Николай Гоголь неоднократно указывал на то, что первый том «Мертвых душ» имеет слишком много недостатков. Писатель уверял друзей и читателей, что исправит их при дальнейшей работе над произведением. Эти, по мысли Гоголя, пороки и сделали «Мертвые души» непревзойденным творением гениальной фантазии и холодного аналізуючого ума.

Путешествие, которое осуществляет Павел Чичиков, напоминает о путешествии кругами ада Данте Алигьери. Мы вынуждены сделаться посетителями музея восковых фигур или анатомического театра. Николай Гоголь с воодушевлением рассекает мертвые души помещиков, чтобы показать миру их моральные и интеллектуальные внутренности. При внимательном чтении «Мертвых душ» на самом деле делается ужасно, ведь эти типы людей не остались в XIX веке, а спокойно переползли уже в XXI. В этом еще одна из жанровых особенностей поэмы: Гоголь якобы пишет сатиру, но на самом деле возводит стены эпической поэмы, где каждый герой олицетворяет какой-то из так называемых вечных характеров.

В композиции «Мертвых душ» особое значение имеют лирические отступления, где Николай Гоголь достигает предела возможностей русского языка: лучше написать просто невозможно. Но эти лирические отступления, если прочитать только их, один за другим, оставляют впечатление, что это фрагменты какой-то иной, непостижимой поэмы. Это на самом деле ее лелеял в своей живой души Николай Гоголь, описывая вычурность и стремительность течения жизни: «И снова пошла писать чушь и дичь по обеим сторонам дороги».