Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

Печорин - «младший брат Онегина»

А, верно, она существовала и, верно,

было мне назначение высокое,

потому что я чувствую в душе

моей силы необъятные

М. Лєрмонтов. Герой нашего времени

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лєрмонтов пишет: «История души человеческой, даже самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...». Раскрыть эту «историю души человеческой» и поставил себе задачу Лєрмонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого характера главного героя романа.

Такое идейное задача автора обусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое название. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается в виде дневника («Княжна Мэри»), а также в форме записок, которые герой составил уже позже.

Лєрмонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего

времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорой». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Немало общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем те же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же скука, что овладела ими. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальным уровнем выше, чем окружающая дворянское среду. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людям.

Но на этом сходство и кончается, Печорин - другая, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он и живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.

Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одареннее и глубже Онегина.

Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателю. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воли Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и себя самого. Характеристики, которые он дает людям, точные и меткие. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, потому что «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.

Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственным справедливым определением, - «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутреннее состояние человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лєрмонтов товорить: «Это признак или свирепого нрава, или глубокой, постоянной грусти...».

«Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое телосложение», с другой стороны-«нервная слабость». Печоріну где-то тридцать лет, а «в его улыбке есть что-то детское».

Максим Максимович тоже был поражен странностями Печорина, противоречиями его характера: «В дождик, в холод целый день на охоте; все замерзли, устали, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер повеет, уверяет, что простудился; віконницею стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один...».

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь, - определяет сам Печорин, - было только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарована человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борются бесстрастие с требованиями чувства, ум и сердце.

«Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но в Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу.

От столкновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое желание, - говорит он далее, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск... Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже более всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость и не дает возможности Печоріну жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, в своем дневнике он пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашел этого своего «высокого предназначения», не нашел деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит немалые силы свои надежды, его недостойны: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницького. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницький, несчастливые Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; стремление полноты жизни - и полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не имеет силу. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из него вышли декабристы. Дело в том, что Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

Своим романом «Герой нашего времени» Лєрмонтов проложил дорогу романам И. Тургенева и Л. Толстого. А. П. Чехов учился у автора «Тамани» мастерства короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.