II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 75. КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. ВЛАДИМИР ЛУЧУК «ДИКИЙ МАК». ЗВЕЗДА МЕНЗАТЮК «МАК»
Цель: учить учащихся читать вдумчиво и выразительно, осознавать смысл прочитанного, рассуждать, присматриваться, прислушиваться к звучанию художественного слова; развивать речь учащихся, эстетический вкус; прививать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Игра «Дождик». Работа над скороговоркой
Дети читают хором:
• Накрапывает дождь (тихо);
• Дождь становится сильнее (громче);
• Ливень (громко);
• Дождь ослабевает (тише);
• Дождь прекратился (чтение прекращается).
Заболело горло у гориллы -
Потому что горилла говорила.
2. Читай четко, весело!
- Эй, Федької -
Спрашивают люди, -
Почему залез
В крапиву ты?
- А потому, что
С дедушкой
Мы на пасеку
Идем.
Там такие кусачие пчелы -
Хуже, чем лекарственные уколы.
Нажалю здесь свое тело, чтобы не так
От пчел
Болело!
К. Дяченко
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Прочитайте, как вы заменили строками из «Белого» стиха поданы предложения (с. 78).
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Я крылатый и пушистый,
Золотистый и полосатый,
Над лужайкой танец веду,
Звонко, весело гуду. (Шмель)
- Сегодня мы окунемся в тайны художественных произведений. Во время чтения задумывайтесь, представляйте, присматривайтесь, прислушивайтесь.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение текста про шмеля (с. 79)
- Какие звуки и образы возникли в вашем воображении?
- Какой это звук - бархатный? Вспомните, какова на ощупь ткань бархат. Этот признак перенесено на звук. Переносное значение слова бархатный - приятный, мягкий.
- Какие из выделенных слов помогли вам увидеть шмеля? Опишите его.
Физкультминутка
Плел паутинку паучок -
И заболел ему бочек.
Встанем вместе на минутку
И проведем фізкультхвилинку.
Руки вверх, руки вниз,
Влево, вправо повернись.
Сели - встали, сели - встали,
Котята запрыгали,
В ладошки захлопали
И за парты сели.
2. Проработка стихотворения В. Лучука «Дикий мак» (с. 79-80)
1) Работа над загадками.
- Отгадайте загадки и узнайте, какие цветы выбрал шмель. Найдите их на рисунке.
• Словно солнца серединка,
Лепестков белая салфетка.
Знает пчелка и муравей,
Что зовут цветочек... (ромашка).
• Загорелись в чистом поле
Цветы красивые, все красные.
То пылает летом так
Полевой красный... (мак).
2) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение стихотворения учащимися.
- Подумайте, как надо читать стихотворение.
- Попробуйте передать голосом, что мака стало стыдно.
3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы думаете, почему мак хотел подслушать разговор?
- Выберите ответ:
а) был слишком интересен;
б) был невоспитанный.
- Почему мак покраснел?
- Найдите в стихотворении рифму.
3. Обработка текста Звезды Мензатюк «Мак» (с. 79-80)
1) Выразительное чтение текста учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания текста?
2) Выразительное чтение текста учащимися.
- Как вы считаете, писательница обращается к вам?
- Что вам захотелось сделать, запомнить?
- Какие образы цветка мака создано в прочитанных вами текстах?
- Закончите мысль: «Мак хотел подслушать тайну и от стыда.
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что было наиболее интересным?
- Чему вас учит текст Звезды Мензатюк «Мак»?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть стихотворение «Дикий мак».