Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»

Поэма «Сон»

Поэма «Сон» -первая политически-сатирическая поэма в творчестве поэта. В этом произведении автор наиболее полно выразил политические требования закрепощенного крестьянства. «Сон» - уничтожающая сатира на деспотический режим Николая И. Подзаголовок поэмы («Комедия») указывает на его комично-сатирический характер.

«Сон» написан от первого лица в форме рассказа. Это дало автору возможность выразить собственное отношение к изображаемых событий. Художественный прием сна, избран Шевченко, помогает и раскрытию идейно-тематического содержания поэмы, и жанровым особенностям, потому что жизнь, изображенная в произведении; действительно напоминает сон, поскольку противоречит всем реалиям.

Образ рассказчика в поэме приближен к автору и является выразителем его мыслей, его отношение к событиям, воспроизведенных в поэме. Рассказчик будто пролетает во сне над безграничными просторами Украины и России, где наблюдает страшные картины жизни народа, издевательства помещиков, чиновников, царя. Эти картины будто произведение сонной воображения (такое снится только юродивым и пьяницам). Как самостоятельный персонаж, рассказчик принимает непосредственное участие во всех событиях, о которых рассказывает.

Композиционно поэма не поделена на разделы, но мы можем выделить в ней введение и три части.

Во вступлении можно наблюдать размышления рассказчика о общественные условия, которые приводят к раздору и морального вырождения. Вообще вступление имеет сатирический характер. В первой части рассказчик прощается с «бесталанным вдовой» Украиной, которую первоначально описана как земной рай, окутанный красотой, а потом как ад, в котором царят жестокость и деспотизм:

Латаную свитину с калеки снимают,

Со шкурой снимают, потому что нечем обуть

Княжат невзрослых; а вон распинают

Вдову за оклад, а сына куют,

Единственного сына, единственного ребенка,

Единственную надежду ! в войско отдаю!

Потому что его, видишь, немного! а вон под забором

Опухла ребенок - голоднеє мре,

А мать пшеницу на барщине жнет.



Главным средством разоблачения существующей действительности в этой части произведения автор выбирает контраст.

В условно выделенной второй части поэмы герой переносится в Сибирь, чтобы спрятаться от господствующего на земле зла, но перед ним открывается новая картина неволе - жизнь каторжников. Среди них есть и воры, и борцы за свободу, политические ссыльные. Здесь автор изображает «царя свободы». Это собирательный образ, лишенный конкретных черт. «Царь свободы» является олицетворением служения народу, веры и героизма. Рассказчик, сливаясь воедино с автором поэмы, подчеркивает, что традиции декабристов живут в обществе.

В третьей части картина каторги меняется картиной царской столицы. Автор меняет здесь и стиль повествования, и характер героя-рассказчика, который превращается на простоватого крестьянина, впервые попавшего в столицу. Смена образа рассказчика - это средство сатирического изображения для использования пренебрежительной языка, ироничного рассказа. Характерной деталью Петербурга есть образ земляка с цинковыми пуговицами, который олицетворяет продажность чиновников. И снова средство контраста в показе жизни господствующего класса (царя и дворянства) и простого народа усиливает сатирическое изображение господствующей верхушки.

Уничтожающая сатира Шевченко достигает наивысшего напряжения и выразительности в раскрытии коронованных особ, придворных и всех правящих кругов. Перед царским дворцом и в самом дворце происходит настоящая комедия. При обрисовке образов верхушки самодержавной автор прибегает к сатирического гротеска, а образы царей представляют собой гиперболический шарж: поэт сравнивает их с сичами, царицу - с засушенным опенком, царя - с медведем.

Преобразования царя на жалкое котенок вызывает ироническую улыбку как рассказчика, так и самого Шевченко, которые приобретают тождества. И в обращении к читателям уже автор произведения просит прощения за то, что устами рассказчика рассказал сон.