Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
ТВОРЧЕСТВО 1843-1847 ГОДОВ, ПЕРИОДА «ТРЕХ ЛЕТ»
Сборник «Три лета»
Сборник «Три лета» стала новым шагом автора к современной ему проблематики. Главной темой его творчества стало разоблачения самодержавного строя и религиозного, национального, колониального угнетения. В стихотворении «Три лета», давший название всей сборке, поэт описывает изменения в собственном мировоззрении, показывает процесс своего прозрівання за три года (с 1843 по 1845):
И теперь я розбитеє
Сердце ядом лечу,
И не плачу, и не пою,
А вою совой.
Недаром цикл «Три лета» завершается «Завещанием». Тяжело больной поэт беспокоится о судьбе Украины. Даже после смерти он не хочет расставаться с ней, с ее полями, с Днепром, с его утесами. Поэт понимает, что народ только тогда может получить национальную и социальную свободу, когда «понесет из Украины в синєє море кров ворожу...». Только борьба с угнетателями даст положительные последствия для построения «вольной, новой» семьи народов. Именно в такой семье поэт завещает вспомнить его «незлым тихим словом». Итак, «Завещание» следует воспринимать как боевую программу поэта.
Уверенность в будущем торжестве правды и добра, веру в справедливое наказание угнетателей поэт выражает в цикле «Псалмы Давида». Восставая против любого гнета, Шевченко ссылается на вечную Божью заповедь, постоянно напоминая людям, что они люди. Общественная активность Кобзаря постоянно побуждала его к поискам новых форм и средств художественного выражения наболевших проблем жизни народа. Свидетельством этому является перепевы из Псалтыря. Испытывая потребность сказать хвалебное слово героическом прошлом Украины, поэт обращается к псалмов (псалмы - хваления). Они очень близки к оригиналу и по форме, и по содержанию и в то же время приближенные к реальной жизни.
Для осуждения поработителей автор иногда отступал от оригинала, не нарушая при этом ни его направления, ни сущности мыслей.
Например, в Библии:
Бог на Божьем собрании стоит,
Среди Богов он судит:
Пока вы будете несправедливо
Судить и доколе вы будете поднимать
Лица нечестивых?
Розсудіте бедного и сироту,
Оправдайте убогого и бедного...
(Псалом 81)
У Шевченко:
Меж царями-судіями
На большом совете
Стал земных владык судить .
Небесный владыка.
Доколе будете стяжати
И кровь невинную розливать
Людей убогих? А богатым
Судом лукавым помагать?
Итак, переосмысление Тарасом Шевченко образов и мотивов Библии выводило его поэзию на уровень высокого гражданского звучания.
В основе творческой эволюции великого Кобзаря была дума о народе. Освободительные идеи поэта вырастали из народных глубин, поэтому он продолжает интересоваться героической минущиною народа с точки зрения ее последствий. В прошлом Шевченко пытается найти ответ на мучительный вопрос: кто виноват, что Украина стала порабощенной рабой?
Во время пребывания в Украине (1843 г.) Шевченко написал стихотворение «Разрытая могила». Поводом к ее написанию стали археологические раскопки между Переяславом и Киевом, начатые Киевской археографической комиссией. Шевченко негативно относился к раскопкам, поскольку считал их издевательством над славой народа. Именно эти мысли и чувства выражены в поэзии «Разрытая могила». Поэт разоблачает негативные последствия Переяславской рады, которые привели к разрушению Сечи и порабощения украинского народа. Шевченко гневно осуждает ту часть украинства, которая, попирая национальные интересы народа, помогает самодержавию «мать пытать», называя их «недолюдьми» и «оборотнями». Произведение полон идей патриотизма и протеста против национального и социального угнетения.
|
|