Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

Мое отношение к Чацкого и Молчалина

Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В большой галерее образов, данных в комедии, мастерски поданный и чиновничий мир, и сановне дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионы, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.

Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «найблискучішу эпоху тогдашней России, эпоху надежд и подъем юности», как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.

Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовського общества, защитили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу и критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Вернувшись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же распущенность и пустоту, которые характеризовали ее и в прошлые годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовським обществом была неизбежной. Эта схватка постепенно приобретает все более острый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - рушатся его надежды на личное счастье.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема «ума» в грибоєдівський время была очень злободневной, и понятие «ума» трактовалось как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием «умный» связывалось тогда представление о человеке не просто умную, но свободомыслящую, человека передовых политических убеждений, носителя новых идей. Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «безумністю», «горем от ума». Пример этого - объявление Чаадаева сумасшедшим.

Молчалин настолько свыкся с обществом, среди которого он находится и так хочет быть в нем «своим», что позаимствовал много манер, тон, навыки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин угодливо служит, он позволяет себе в отношении Чацкого снисходительно-покровительственный тон.

У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» - вот два «таланты», которые он ставит себе в заслугу.

Молчалин не брезгует покровительством Фомы Хомовича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацькому предлагает сделать так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награждения брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет свое суждение произнести», потому что в чинах он небольших, поэтому «нужно ж зависеть от других».

Вполне раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его самовикриття. В нем - весь Молчалин, его мораль, принципы, которые он подражает. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Молчалин прекрасно понимает, что нужно от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Все три года он на службе у Фамусова, а уже успел «три вознаграждения получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчаліну возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить до влиятельных лиц, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил.

Чем внимательнее я вглядываюсь в лицо и вслухуюся в разговоры героев, тем настойчивее встают передо мной вопрос: а не бессмертная эта комедия? Не о нашем настоящем она? А возможно, и о будущем?

Или же молчаліни блаженствуют на свете? Молчаліни процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонничества, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем более изящными должны становиться молчаліни, что пытаются втереться в доверие, приспособиться, вла

штуватися при любых обстоятельствах. Молчаліни умеют менять цвет, их трудно рассмотреть, выявить, вывести на чистую воду.

Вот перед нами два человека, которые понимают жизнь и свое место в нем по-разному. Чацкий - умный, образованный, но и простодушный, наивный; Молчалин - ограниченный, но хитрый, ловкий, скрытный. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй заискивает, підстилається, но в душе плохо относится к людям.

Кому отдаст предпочтение фамусовське общество, кого захочет иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «тепленьких местечках» находилось побольше достойных людей.

Два характера, два типа поведения, два жизненных пути... Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не потерять совесть? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга я вижу именно в том, чтобы приметить и изобразить общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Показать и заставить задуматься.