9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ
«Горе от ума» как политическая комедия
Комедия «Горе от ума» - одна из наиболее реалистических комедий русской литературы.
Но читателем нашего времени «Горе от ума» не воспринимается как комедия. Объясняется это тем, что главный герой ее - Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовським обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «прошлой жизни найпідліші черты», заглушают комедийное звучание произведения.
При написании сочинения Грибоедов использовал элементы комедии. Это - наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
«Горе от ума» - политическая комедия, потому что в ней подняты злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском копировании всего иностранного.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова лучшие за ум и рассудительность Чацкого.
За каждым персонажем комедии стоит социально - политическая проблема общества.
В образе Фамусова осмеяно высшее чиновничество, его бездействие на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья составления Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами.
Беспринципность, карьеризм чиновничества показаны в восторге Фамусова поступком своего дяди, который ради продвижения по службе разыгрывал шута перед монархом.
Полковник Скалозуб олицетворяет мельчанию, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, которого характеризует же фамилия. Но карьеризм его преступный. Он базируется на потерях армии: «Иные, смотришь, перебиты». Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолібералізм раскрыт в образе Репетилова. «Молодые» либеральные идеи дают возможность этой части дворянства «поболтать» в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием.
С исключительной сатирической силой уличена в комедии пустая и пошлая возня псевдолібералів, шум и крик, что дискредитируют и тормозят либеральное движение.
Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог «А судьи кто?» звучит как приговор политическому строю и моральным основам фамусовського общества.
Чацкий - это тоже проблема. Проблема интеллигенции, которую не поняли и высмеяли, проблема потоптаного патриотизма и угнетенной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, которых не увидело безразлично общество, и как результат этого - восстание декабристов 1825 года.
Чацкий - это прообраз декабристов, спростовувачів старой эпохи.
Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет «начинать новый век».