Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.

Талантливый русский дипломат и писатель неслучайно выбирает местом действия своей пьесы московские гостиной. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва, что была образованной, свободно думала, воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.

Комедия «Горе от ума» - суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается необычайной реалистичностью. Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, что ее населяют. Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова.

«На всех московских есть особый отпечаток», - говорит хозяин дома, который умеет давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. И в монологах Чацкого и Фамусова представлены описания отдельных людей, что для читателя олицетворяют общие черты «московских».

Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов - «древний, верный член» Английского клуба; дядюшка Софии весь свой возраст протанцевал на балах.

Тон Чацкого становится все более и более строгим. Следующий, кого вспоминает герой пьесы, - любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен под гай», но он сам - «толст, его артисты худые». Вспоминает Чацкий и о принятую в Москве систему воспитания, когда родители бросаются набрать детям «учителей полки, числом побольше, ценой подешевле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат - не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешение языков: французского с нижегородской».

Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею жителей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. В втором действии свое представление о москвичей выражает Фамусов. Мы видим уважаемых московских господ, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: «Нет, мир уже не такой». - Но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.

В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема неограниченной власти московских дам.

Еще Фамусов отмечает:

А дамы? - сунься кто, попробуй овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей...

Платон Михайлович Горич - бывший товарищ Чацкого - попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховська с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, попихають старым князем.

Один из самых колоритных образов - старая московская госпожа Хльостова. Наверное, больше всего Фамусов боится суждений этих барышень. Недаром последними словами комедии является его реплика:

Ах! Боже мой! Что станет говорит

Княгиня Марья Алексевна!

Так, женская власть в Москве неоспорима. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецким, что умеют услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, человек, способный опошлить всякую святое дело.

И, наконец, главные герои. София - типичная московская барышня, довольно умная, но воспитана не на реалиях жизни, а на французских романах.

Скалозуб - типичный аракчеєвський солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли высшего начальства. Но его образ не только комический. Вспомним рассуждения Скалозуба о карьере:

Довольно счастлив я в товарищах моих.

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов - олицетворение «века минувшего» во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг «степеней известных» и заботится только о том, как бы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти «на форели», потому что, как он сам признается:

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, - в негативном отношении к засилью в российском дворянском среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на целых три года исчез из российской действительности. Именно за эти три года стихли послевоенные радости и надежды. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о ту толпу, «в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, странных умников, лукавых простаков, зловещих старцев», которую он увидел в Москве.

Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обвинительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новому посмотреть на все то, что их окружало.