9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ
Чацкий - образ «нового человека» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском грибоєдовської языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистичной точностью образов.
В комедии изображена борьба нового со старым, разгоралось все сильнее, проникая в разные сферы жизни, відображуючись в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии, причем с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост подал «нового человека», одухотворенного высокими идеями, что бунтует против реакционного общества, встает на защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, человека нового склада ума и души, воспитывающего в себе новую мораль, имеет новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий умен. Речь его кипит умом, остроумием. Он безупречно честный человек. Словом, это человек не только умный, но и развитый, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:
Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;
Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкого!
В «Горе от ума» вся толпа гостей Фамусова по-рабски копирует обычаи, манеры и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, живущих на российских харчах. Все они говорят на «смеси французского с нижегородской» и немеют от восхищения, увидев какого-то заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное пресмыкательства перед чужим и презрение к своему:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержат, как крепкою вожжой,
Вот жалкой тошноты по стороне чужой.
Чацкий пламенно любил родину, но не государство царей, помещиков и чиновников. А Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и бодростью. Эта настоящая любовь к родине вращалась жгучей ненавистью ко всякого рабства и угнетения народа - социального, политического, духовного.
Дворяне фамусовського окружение ценят в людях чины и богатство, а Чацкий - искренний, остроумный, он посмеивается с Фамусова, остро высмеивает московских дворян, их жизнь и привычки:
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты.
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное - поди-тка послужи». Чацкий с большим пренебрежением относится к людям, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперити ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Личная драма Чацкого - его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовського мира. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, и в Софии видит будущую жену. Тем временем Чацькому суждено испить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, забрав с собой только «миллион сомнений».
Ах, тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет!
О. А. Чацкий по-настоящему готовится к деятельности. «Он славно пишет, переводит», - говорит о нем Фамусов, и все твердит о его высокий ум. Он путешествовал, учился, читал, принимался, очевидно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся - не трудно догадаться, почему: «служить бы рад, - прислуживаться тошно».
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. «Чацкий сломлен количеством силы старой», - так определяет значение Чацкого И. О. Гончаров.
Комедия Грибоедова и сейчас овеяна дыханием жизни, она зовет людей вперед, в настоящее и будущее, и отметает со своего пути все старое, что отжило. Чацкий - борец за дело, за идею, за правду. И. О. Гончаров писал, что «Чацкий начинает новый век - и в этом все его значение и весь ум».