Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

Москва О. С. Грибоедова и А. С. Пушкина

А, батюшка, признайтесь, что едва

Где сыщется столица, как Москва.

О. Грибоедов

Москва... как много в этом звуки

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

О. Пушкин

Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связано с Москвой. Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, и сегодня можно проехать по столице по маршруту, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное расположение интересовало художников слова. Их интересовала Москва как выше после Петербурга точка дворянской цивилизации. Какие же мысли и чувства вызывает Москва?

Откроем комедию Грибоедова «Горе от ума». Нас встречает богатый московский барин и влиятельный сановник Фамусов (прообраз родного дяди самого автора). Но это не исключает его типизации: «Что за тузы живут в Москве и умирают!». Это хранитель старинных традиций, которому дядя Максим Петрович, вельможа времен Екатерины II, служит идеалом. Фамусову нравится гордый нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высокое положение в обществе - главное мерило. «Кто беден, тот тебе не пара»

- говорит он Софии. Для него зять с чинами и наградами интересный. Вот Скалозуб желаемый. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов - ничто!

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат...

Да, Москва имеет свои понятия о чести: «Когда же надо підслужитися, и он сгибался навперегин». Вот эта готовность сыграть при случае кощунственную роль, забыв свой возраст и надменную натуру, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественное, в том числе и служба: «Подписано, такс плеч долой». Тех же, кому «прислужуватися тошно», Фамусов требует на пушечный выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы - противники вченості. их самих им не вскружили, но они заботятся о другом: от образования развелись сумасшедшие люди, происходят неразумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Хотя он и ворчит по поводу Кузнецкого моста, центра французской моды, и сам вполне подчиняется такой моде, дом его открыт для званых и незваных, особенно из иностранных».

Все паны знают друг о друге, поэтому так боятся общественного мнения, так как от нее зависят. Внешне все должно быть прилично, а уже внутри дома

- нет-нет! «Что станет говорит княгиня Марья Алексевна!»

Своих суждений не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как все, повторять привычные истории своего окружения. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирической есть Москва в изображении Грибоедова, но в характере Фамусова есть и хорошие черты: огромная добродушие, широкая гостеприимство, хлебосольность, что отличают москвичей вообще. Хотя отзывчивость, замечу, какая-то извращенная: «Ну, как не порадоваться родному человеку». Извечная моральная неразборчивость («хоть честный человек, хоть нет - для вас все равно про всех готов обед») характерна для подобных людей.

Фамусов - фокус, что отражает умственную косность и самодовольства старинного московского барства. И ничто не изменит таких, как он.

-С тех пор дороги, тротуары

Дома и все на новый лад.

-Дома новы, но предрассудки стары...

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусови добродушны только до известного предела. Как только кто кажется им опасным, они наїжачуються и показывают острые клыки. Сумасшедший! - вот их приговор разумной справедливому человеку. Вытолкнут - и снова успокоятся. Московские паны любят изображать благодетелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не пропадет и всегда найдет покровителей: «Частенько там мы покровительство находим, где не рассчитываем». Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Загорецким, Репетилов, Хрюміни, Тугоуховські - живая галерея московского высшего мира 20-х годов, с его невежеством и полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Пустое жизнь Москвы все заполнено балами, обедами, всевозможными расточительными развлечениями, подобными крепостного балета. Их отличает полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на собаку, кормить с собаками, забирать и продавать детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Боятся не дурных поступков - они везде и рядом, а пересудов: «Грех - не беда...», «Как можно против всех!» - восклицают Тугоуховські. Глянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: сплетни о людях и наряд, смешения французского языка с нижегородской, дух пустого, рабского, слепого подражания... Грибоедову удалось уловить и отразить в своей комедии тот «особый отпечаток», который лежит на «всем московском».

Точность этой картины подтверждает общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе «Евгения Онегина». Неслучайно Пушкин берет к этой главе эпиграф из Грибоедова:

Гоненье на Москву!

Что значит видеть свет!

Где же лучше?

Где нас нет.

Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, настоящего гражданина, возможно, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества россиян:

Напрасно ждал Наполеон...

Нет, не пошла Москва моя

К нему с должно и головой.

И те же дворяне, лучшие из них, руководствуясь патриотическим порывом, стали во главе сопротивления Наполеону.

Москва готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Однако и для Пушкина Москва - олицетворение закостенелого господ:

Но в них не видно перемен;

Все в них на старый образец.

И дело не в старых очипкам и гриме, дело в более существенном:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп.

Зря героиня романа «вслушаться желает в беседы, в общий разговор»:

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно.

... Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Не дрогнет сердце хоть для шутки.

Пушкин будто довершил грибоєдівську сатиру на «московское барство». Его «отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с жеманными взглядами» - явление номинальное. «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...» - вот она, жизнь московского «общества». Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, берегут традиции старого барства, еще времен Екатерины II. Представительная, хлебосольный «вторая столица», что никуда не спешит, сельская родственница столицы «первой» - Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Олександрам Сергійовичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши великие поэты?