Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» - комедия или трагедия?

Художественное совершенство пьесы стала понятной лишь впоследствии. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкого отнесся критически. Но особых споров комедия не вызвала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения в этой пьесе и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно. А если так, то читатель может рассчитывать на возможные стычки, ругань, словесные дуэли. Это ли не смешно: послушать, как ругаются люди?

Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная.

А разве не смешной Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек. Но отнюдь не здраводіюча. Скажите, пожалуйста, зачем он своими неустанными признаниями в любви надоедает Софии, хотя она ему отказала? Почему он не желает замечать его холодности, а требует, чтобы она открыла ему свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, и который, к тому же, смеется над избранным ею поклонником?

Речь Чацкого, действительно, так и кипит остроумием. Но сначала Чацькому и дела не было до Фамусова, он совсем не имел желания ни с кем спорить или ссориться. Единственное, для чего он в Москву приехал - это София. Но она безразлична, и эта холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему неинтересно и он готов прекратить с ним споры. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения - пресмыкательство перед власть имущими:

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! -

говорит Фамусов.

Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов уйти. Но Фамусов сыплет соль на раны - неожиданно намекает на распространенный слух о сватовство Скалозуба. И это возбуждает Чацкого. Раздражение все растет и в конце концов заканчивается резким монологом. И вот - комедия - слово за словом, монолог за монологом, смотришь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное. Фамусов - известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер забавный, то почему бы не быть забавными другим, не лидерам? Это не просто пьеса, а комедия, - живот надорвать. Теперь во всех изданиях «Горя от ума» так и пишут: «Комедия в четырех действиях, в стихах».

Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения.

Здесь не только личная драма, драма несчастной любви героя. В образе Чацкого воплощены черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат его, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он даже похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя. Зато его ум, его убеждения сильны. Выразив их пылко и горячо, Чацкий наносит страшный удар фамусовському обществу. Он знает, за что он воюет. Он требует места Для свободы не только себе, но и своему веку тоже. Его идеал - это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, кощунства и низкопоклонства. Он - обличитель неправды. Чацкий непонятный никому и почти одинок - в этом трагедия его - благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен натиском старой силы. Более того - его вытолкнули из фамусовського общества. Но Чацкий - победитель, а не побежденный, потому что в борьбе с миром Фамусова остался самим собой. Из всех героев пьесы он живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный, неистовый: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовським обществом. Говорят, один в поле не воин. Но нет, воин. Если этот воин - Чацкий. Первым, застрільникам, всегда достается. И поэтому Чацкий - жертва. Это - еще одно подтверждение того, что пьеса «Горе от ума» - трагедия.

Так, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, так же переплетается комедия с трагедией. Все же, как не смеялся зритель в театре, но после того, как выйдет за его пределы, обязательно ему захочется подумать, поразмышлять без иронии.

Конечно, исполнители роли Чацкого на сцене, уже из школьной самодеятельности следуя плохую театральную традицию, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету. Этот же Чацкий необычный (его роль исполняет Сергей Юрский).

Поединок добра и зла идет на равных. Человеческая привлекательность Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность всецело отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло. Обыденное и живуче. Скудость духа и умение удобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и необычному.

Постепенно начинаешь понимать, что с этим злом надо бороться его же средствами. Куда Чацькому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусови, Молчаліни и Скалозубы существуют и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр имени Горького наполнил пьесу замечательным воинственным гражданским пафосом борьбы за душу человека. Ум, человечность, прямота - вот оружие, достойное настоящего человека.

Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов смышленый, и София здравомыслящий, а Молчалин так и совсем разумный. Но человек во всей своей красоте и благородству - только Чацкий. Недостойный поступок Софии стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно возвращается. Лицо закрыто длинными пальцами, едва заметно дрожат. Руки постепенно открывают лоб, глаза. Лицо постарело и зблякло...

Не образумлюсь... виноват.

Он говорит тихо и вроде бы спокойно. Каждая строка монолога, кажется, придает ему сил. Это монолог - размышление, монолог-прозрение. Это значит постаршати... Он понял, что перед ним - его враги по духу. И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство прежней дружбы. Нет, Чацкий не клеймит этих людей и не проклинает их - он их до конца понимает. Монолог его был спокоен, как может быть спокойной речь человека, чувствующего свою правоту и силу.

- Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок...

Ни крика, ни экспансии в проявлении своих чувств:

- Карету мне, - вполголоса обращается Чацкий к лакею, стоящему рядом. Лакей не понимает.

- Карету, - еще раз повторяет Чацкий.

Устало, чуть сутулясь, идет Чацкий со сцены, идет от этих людей, чтобы никогда больше не верить их мнимому родству и кажущемся состраданию.