9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЕНИС ФОНВИЗИН
Скоты, владеющие людьми (по комедии Д. Фонвизина «Недоросль»)
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
М.Лермонтов
Д. И. Фонвизину суждено было жить в смутную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог взорваться только крестьянский бунт. Это пугало русский самодержицю, что пыталась лицемерной игрой в законодательство остановить растущий народный гнев. Помещики-самодуры испытывали животный страх перед опасностью, что надвигается, и требовали усиления репрессий.
Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян в просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он боролся за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.
За десять лет до написания «Недоука», в начале 70-х годов XVIII в. О. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве» утверждал, что разница между мужиком и барином заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Господин должен быть умным, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в этой же сатире Сумароков с гневом вопрошает: «Ах, должно ли людьми скотина владеть?»
Скоты, владеющие людьми, - вот и болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Фонвизиным. Выразительные фамилии дворян говорят сами за себя. Госпожа Простакова - урожденная Скотиніна. А имя Митрофан означает: похож на мать, подобный матери. Сами они упорно называют себя скотами, животными. Но на протяжении всей комедии Скотиніни и Простакови подчеркивают, что необыкновенно умные, особенно Митрофанушка. «Умный ребенок», надежда матушки, в котором она впоследствии передаст бразды правления имением и, естественно, людьми.
Митрофан - одно из главных действующих лиц комедии. Используя средства характеристики и, особенно часто - языковой, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как самого большого лентяя.
Со страниц комедии слышны робкие жалобы учителей на то, что их питомец за несколько лет ничего не пожелал научиться. Этот полушепот заглушается бесстыдными громкими заявлениями Митрофана, то рычит на мать, и просит его «хоть для вида поучиться», то с досадой восклицает о учителей пришли: «Проказник их возьми...», то категорически говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Зато Митрофан любит покушать. Эту страсть будущего помещика автор высмеивает с помощью осторожных слов Єреміївни о том, что господин к завтраку уже пять булок съесть захотел, а до утра тосковал от чрезмерно плотного ужина.
Систематическое безделье, обжорство породили тупость мысли. В уста учителей Д. И. Фонвизин вкладывает сокрушительные характеристики «большого грамотеем», что более чем за два года не смог одолеть дробей. Ему даже трудно посчитать, сколько будет «один и один». Митрофан не в состоянии почувствовать глузливості в тоне Стародума, Правдина, Милона, когда те хвалят его «ученость». И вообще недоучка сам признается, что он «к умниц не схочий», ему «свой брат всегда лучший».
Разве удивительно, что Митрофан растет неучем? Сцена экзамена позволила писателю до конца выявить убогость героя. Для Митрофана двери, что «приложенные к своему месту», - прилагательное, а вот в кладовке уже шестая неделя, как дверь еще не навешены, так то пока что существительное.
У матери и своих близких родственников Митрофан научился притворяться. В ответ на уговоры матери подчиниться он так искусно изображает отчаяние, что даже бывала Простакова, опасаясь за жизнь сына, восклицает: «Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душечка!»
Порядки, царящие в доме, с детских лет приучили Митрофана пресмыкаться перед влиятельными людьми. Подхалимство проявляется и в речи персонажа. Нежный сыночек подобострастно говорит, что ему стало жаль матушки, которая «так устала, колошматя батюшку».
Атмосфера родного дома приучила Митрофана грубо обращаться с людьми бесправными, он становится невежливым.
Автор заставляет героя проявить это свое качество в общении с другими персонажами. Женщину, которая вскормила Митрофана, он называет «старой хричовкою», на дядю кричит: «Вон... иди себе!». «Давай доску, гарнизонный крыса! Задавай, что писать», - обращается ученик к одному из наставников.
Каждый день смотря на применение физической силы против других людей, будущий властелин человеческих душ и сам приобретает способность к насилию. Созданные в комедии острые ситуации позволили персонажу проявить себя и с этой стороны. Митрофан полностью соглашается со своей матушкой, чтобы силой увести Софью под венец.
Окружающая обстановка и воспитание лишили молодого кріпосника чувство милосердия. Показывая, как Митрофан меняет свое отношение к людям в зависимости от того, какое положение они занимают, Д. И. Фонвизин с особой полнотой раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же теряет всякий интерес к матери, как только у нее отобрали власть. На полный отчаяния возглас Простаковой он отвечает: «Да відв'яжися, матушка, как нав'язалася!». Даже обмороки матери его совсем не волнует. И в этом вина самой Простаковой. Она не видит, не хочет видеть, кого на самом деле вырастила. И то воспитание, которое она хотела дать своему сыну, - это скотское воспитание, воспитание животных потребностей.
Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян на скотину, но и сами стали скотами, потеряв честь и совесть, забыв о человеческие и семейные предпочтения.