II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 73. ПРИРОДА ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. ВЛАДИМИР ЛУЧУК
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Владимира Лучука; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; развивать художественное восприятие явлений природы, творческое воображение; воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ро-Ро-ро - острое перо.
Ри-ри-ри - солнце вверху.
Ру-ру-ру - не порть кору.
Ри-ри-ри - бери книжку.
Ир-ир-ир - большой двор.
Ир-ир-ир - голландский сыр.
Ря-ря-ря - ясная заря.
Ар-ар-ар - искусный повар.
Эр-эр-эр - молодой шофер.
2. Работа над скороговоркой
Пошли обильные дожди.
Ловились лещи.
А ребята - языков хлющі,
Забыли о плаще.
И что им те дожди,
Когда такие лещи!
Чувак - сильный дождь, ливень.
Промокнуть (стать), как чувак - насквозь, очень сильно промокнуть.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Платона Воронько.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начинаем изучать творчество украинского поэта Владимира Лучука.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Родился поэт в селе Матче на Волыни (теперь Польша). В 1945 г. семья была переселена в село Доросині Волынской области и понесла всех бед от разрыва с древними корнями. Рос мальчик среди трудолюбивого народа, и сам был трудолюбивым. Радовался, когда его хвалили за что-то хорошо сделанное или не изученное, а то и за вымышленное...
После окончания средней школы способный юноша, влюбленный в украинскую поэзию, отправился получать высшее образование в Львовский университет на славянский отдел филологического факультета, там же закончил и аспирантуру.
Стихи начал печатать еще студентом. Володя был одержим поэзией, а все остальные бытовые дела для него не существовали.
Те, кто знал Владимира Ивановича, называют следующие главные черты его характера, как доброта, доверие к людям, неутомимость в труде и смелость в поиске весомого, как отборное зерно, слова. Видимо, не случайно свой первый сборник стихов он назвал так красноречиво - «Доверие».
Детей он очень любил. Даже во время творческих поездок в Прагу на улицах города он имел о чем поговорить с детьми. И хотя разговоры были короткие, зато контакт налаживался довольно быстро.
Надежной поддержкой и помощницей в области детской литературы была для Владимира его жена Оксана Сенатович. их супружеской девизом стали такие слова: «Если ты поэт - напиши для детей!». А написал В. Лучук немало: «Села облако на коня», «Хитрый лис рисует лес», «Волшебный глобус», «Вставать рано надо», «Я рисую голубя», «Живая вода», «Подарки для мамы» и др.
2. Чтение статьи о поэте в учебнике (с. 77)
- Чего поэт учит маленьких читателей своими произведениями?
Физкультминутка
3. Проработка стихотворения В. Лучука о желтые кувшины
1) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение учащимися стихотворения.
2) Справочное бюро.
Нахильці - согнув верхнюю часть тела, наклонившись. Просто из сосуда, без стакана и др. (пить).
Пойма - часть речной долины, которая затапливается во время весеннего половодья.
3) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.
- О какой необычной признак пойм идет речь в стихотворении? Прочитайте соответствующие слова.
- Что поэт называет желтыми кувшинами?
- Что подсказало автору такой образ?
4) Интересно знать!
Королевой водного королевства считается кувшинка - символ чистоты, свежести и тишины. Свою цветочную корону водяная королева раскрывает утром и закрывает днем. И так - в течение четырех дней, а затем появляются новые цветки. Продолжается церемония коронации кувшинки с конца весны. Окраска цветков поражает своим разнообразием.
Кувшины желтые, кувшинка желтая, или кубышка желтая (народные названия: желтая водяная лилия, желтая макушка, бабка, збанок, збанятник, лопатень, желтый, лопушняк желтый, мак водяной, толстушка, водяная царевна, русальна цветок) - многолетнее водяное травянистое растение семейства лататтєвих. В Украине желтые кувшины издавна связывали с русалками (одно из народных названий растения - русальна цветок). Считалось, что рано утром и в вечерние часы желтые цветы нельзя ни срывать, ни даже касаться их - потому что русалка, которая стережет свою любимую цветок, может рассердиться, схватить человека за руку и утопить. Верили также, что в летние лунные ночи больше всего русалок собирается в тех местах, где больше всего желтых кувшинок.
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Закончи предложение»
• Сегодня на уроке я учился...
• Я впервые узнал...
• Мне было интересно...
• Больше всего понравилось...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисовать кувшинка желтая.