Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4

 

Урок 73. ПРИРОДА ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ. ВЛАДИМИР ЛУЧУК

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством Владимира Лучука; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; развивать художественное восприятие явлений природы, творческое воображение; воспитывать любовь к прекрасному.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над чистомовкою

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ро-Ро-ро - острое перо.

Ри-ри-ри - солнце вверху.

Ру-ру-ру - не порть кору.

Ри-ри-ри - бери книжку.

Ир-ир-ир - большой двор.

Ир-ир-ир - голландский сыр.

Ря-ря-ря - ясная заря.

Ар-ар-ар - искусный повар.

Эр-эр-эр - молодой шофер.

2. Работа над скороговоркой

Пошли обильные дожди.

Ловились лещи.

А ребята - языков хлющі,

Забыли о плаще.

И что им те дожди,

Когда такие лещи!

Чувак - сильный дождь, ливень.

Промокнуть (стать), как чувак - насквозь, очень сильно промокнуть.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Платона Воронько.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы начинаем изучать творчество украинского поэта Владимира Лучука.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

- Родился поэт в селе Матче на Волыни (теперь Польша). В 1945 г. семья была переселена в село Доросині Волынской области и понесла всех бед от разрыва с древними корнями. Рос мальчик среди трудолюбивого народа, и сам был трудолюбивым. Радовался, когда его хвалили за что-то хорошо сделанное или не изученное, а то и за вымышленное...

После окончания средней школы способный юноша, влюбленный в украинскую поэзию, отправился получать высшее образование в Львовский университет на славянский отдел филологического факультета, там же закончил и аспирантуру.

Стихи начал печатать еще студентом. Володя был одержим поэзией, а все остальные бытовые дела для него не существовали.

Те, кто знал Владимира Ивановича, называют следующие главные черты его характера, как доброта, доверие к людям, неутомимость в труде и смелость в поиске весомого, как отборное зерно, слова. Видимо, не случайно свой первый сборник стихов он назвал так красноречиво - «Доверие».

Детей он очень любил. Даже во время творческих поездок в Прагу на улицах города он имел о чем поговорить с детьми. И хотя разговоры были короткие, зато контакт налаживался довольно быстро.

Надежной поддержкой и помощницей в области детской литературы была для Владимира его жена Оксана Сенатович. их супружеской девизом стали такие слова: «Если ты поэт - напиши для детей!». А написал В. Лучук немало: «Села облако на коня», «Хитрый лис рисует лес», «Волшебный глобус», «Вставать рано надо», «Я рисую голубя», «Живая вода», «Подарки для мамы» и др.

2. Чтение статьи о поэте в учебнике (с. 77)

- Чего поэт учит маленьких читателей своими произведениями?

Физкультминутка

3. Проработка стихотворения В. Лучука о желтые кувшины

1) Игра «Пчелки».

Самостоятельное напівголосне чтение учащимися стихотворения.

2) Справочное бюро.

Нахильці - согнув верхнюю часть тела, наклонившись. Просто из сосуда, без стакана и др. (пить).

Пойма - часть речной долины, которая затапливается во время весеннего половодья.

3) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.

- О какой необычной признак пойм идет речь в стихотворении? Прочитайте соответствующие слова.

- Что поэт называет желтыми кувшинами?

- Что подсказало автору такой образ?

4) Интересно знать!

Королевой водного королевства считается кувшинка - символ чистоты, свежести и тишины. Свою цветочную корону водяная королева раскрывает утром и закрывает днем. И так - в течение четырех дней, а затем появляются новые цветки. Продолжается церемония коронации кувшинки с конца весны. Окраска цветков поражает своим разнообразием.

Кувшины желтые, кувшинка желтая, или кубышка желтая (народные названия: желтая водяная лилия, желтая макушка, бабка, збанок, збанятник, лопатень, желтый, лопушняк желтый, мак водяной, толстушка, водяная царевна, русальна цветок) - многолетнее водяное травянистое растение семейства лататтєвих. В Украине желтые кувшины издавна связывали с русалками (одно из народных названий растения - русальна цветок). Считалось, что рано утром и в вечерние часы желтые цветы нельзя ни срывать, ни даже касаться их - потому что русалка, которая стережет свою любимую цветок, может рассердиться, схватить человека за руку и утопить. Верили также, что в летние лунные ночи больше всего русалок собирается в тех местах, где больше всего желтых кувшинок.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Игра «Закончи предложение»

• Сегодня на уроке я учился...

• Я впервые узнал...

• Мне было интересно...

• Больше всего понравилось...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нарисовать кувшинка желтая.