II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 72. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. РОДИНА - РОДНОЙ КРАЙ
Цель: обогатить знания учащихся о нашем крае, об истории, культуре своего Отечества; развивать навыки чтения, связную речь; воспитывать гражданские чувства, любовь к Родине, к родному языку.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Па-па-па - рассыпана крупа.
Пе-пе-пе - котенок слепой.
По-по-по - река Лимпопо.
Ип-ип-ип - зеленеет укроп.
Ап-ап-ап - травку щиплет цап.
Уп-уп-уп - полноценный суп.
Оп-оп-оп - в реке карп.
Пу-пу-пу - по широкой степи.
Пи-пи-пи - золотистые снопы.
2. Работа над скороговоркой
Игра «Дождик»
В дубраве - дубы,
Под дубами - грибы,
Трава - между грибами,
Облака - над дубами.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Звучит песня «Украина - родной край».
- О чем поется в песне?
- С чего и где начинается Родина?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Есть много стран на земле,
В них - озера, реки и долины.
Есть страны большие и малые,
Лучшая всегда - Родина.
- Как называется наша Родина?
- Сегодня мы будем говорить и читать о наш край - Украину. Украина - это то место, где вы родились, где живут ваши родители, родственники.
А вы знаете, где вы родились? (Ответы детей.)
- Вот это место, где вы родились, и является вашей Родиной, которая является частью нашей страны - Украины. (Демонстрация на карте.)
- Украина - это государство, которое имеет свою историю, культуру, свой язык. Каждый человек любит тот край, где родилась и живет. Она гордится своей родной землей. Всегда с восхищением говорит о цветущие весенние сады, о прекрасное пение соловья, плакучую иву, что склонилась над стремительной рекой.
Родина - это сказки, которые рассказывала тебе бабушка, это зеленая травка и голубая речушка.
V. РАССМАТРИВАНИЕ ВЫСТАВКИ КНИГ
Учитель обращает внимание учащихся на сборники произведений поэтов: П. Воронько, Л. Костенко, Д. Белоуса, А. Олеся, В. Сосюры, Л. Компаниец, М. Познанской.
Физкультминутка
VI. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. М. Хоросницька «Моя Украина»
- С чего же началась Украина для каждого из нас?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Постарайтесь передать интонацией теплоту, с которой поэт говорит об Украине.
- Итак, Украина для каждого из нас начинается с песни, с родного языка, с молитвы, учит мама.
2. В. Самойленко «Имя нашей Родины»
- В каком произведении говорится о названии нашей страны?
- Из какого произведения слова и кто их автор?
• На Украине и для Украины
Будем жить и умрем.
3. П. Воронько «Журавлики - журавли»
- О чем спрашивают у журавлей?
- За чем они грустили в сказочных рощах?
Чтение стихотворения за лицами.
4. Л. Костенко «Бывает время»
Чтение стихотворения учениками.
- С каким чувством нужно читать стихотворение? (захват).
Конкурс на лучшего декламатора стихов.
5. Работа в группах
Составление словесного рисунка «Красота моей Украины».
VII. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОБ УКРАИНЕ
1. Работа над рассказом Т. Волгіної «Дома лучше»
1) Чтение рассказа учащимися самостоятельно.
- Откуда приехал Романко?
- Понравилось мальчику город?
- Почему мальчику в деревне лучше?
- Какая пословица есть основной мыслью произведения?
2) Чтение рассказа по лицами.
2. Работа над стихотворением В. Сосюры «Любите Украину»
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- С какой интонацией читается стихотворение? (Торжественно, возвышенно)
- К чему призывает поэт?
2) Выразительное чтение стихотворения учащимися по строфами.
- Найдите слова - названия признаков, которые употребляет автор в своем стихотворении.
VIII. ИТОГ УРОКА
- Наверное, каждый из вас почувствовал на сегодняшнем уроке в своем сердце горячую любовь к своей земле, желание быть достойным своей Родины.
Любите и уважайте свою страну, ее язык, народ!
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Следующий урок внеклассного чтения проведем по теме «А уже весна, а уже красна...».
Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.