Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

V. Творчество украинских писателей-эмигрантов

 

Теоретико-литературные понятия

Лирика - наряду с эпосом и драмой один из основных литературных родов, в котором жизнь отражается через передачу чувств, переживаний, мыслей человека в определенных обстоятельствах; под влиянием определенных событий.

Условная классификация по мотивам и основным идейным направлением:

• гражданская лирика - лирика с социальной и национальной проблематикой, в которой представлено глубокое понимание поэтом современной жизни и отношение к него: общественно-политическая, патриотическая (В. Симоненко «Лебеди материнства»);

• философская лирика - лирика, направлена на философское осмысление мира (творчество Лины Костенко, сборник Б.-И. Антонича «Зеленая Евангелия»);

• пейзажная лирика - изображение природы, настроение лирического героя, вызванный ее созерцанием, философскими и медитативными размышлениями по поводу художественного осмысления мира; характерным является принцип параллелизма, который строится на контрастном сопоставлении или гармоничной единства внутреннего мира человека с природой (Т, Шевченко «Зоре моя вечірняя...»);

• интимная лирика - поэтические произведения, в которых речь идет о сердечные переживания, проявления любви лирического героя и т.п. (В. Сосюра «Так никто не любил»);

• религиозная лирика - поэтическое обращение к Богу, выражения религиозных чувств и переживаний (В. Стус «Во мне уже рождается Бог»);

• сатирическая лирика - разоблачение, осмысление средствами сатиры пороков общества и человека (Т. Шевченко «Кавказ»),

Традиционная жанровая классификация:

Гимн - торжественное произведение символично-программного содержания (И. Франко -«Гимн»),

Сонет - старинная каноническая форма стиха, состоит из четырнадцати строк 5-стопного и 6-стопного ямба, двух четверостиший (катренов) и двух тривіршів (терцетів) (Г. Рыльский «Черниговские сонеты»),

Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения грусти, печали, замыслы, меланхолии (П. Тычина «Похороны друга»),

Ога - хвалебная песня или стих про какую-то выдающуюся личность или событие (И. Драч «Ога совести»),

Песня - небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Епіталама - свадебный стих в честь молодых.

Эпитафия - надгробный поэтический надпись, что чтил покойного.

Эпиграмма - небольшой остроумный стих неожиданно, грациозно завершенной концовкой, в котором высмеивали недостатки людей или общества.

Идиллия - небольшой стихотворный произведение, в котором поетизується сельская жизнь (Т. Шевченко «Садок вишневий коло хати»).

Курьезные стихи - имеют необычный внешний вид (акростихи, азбучний стихотворение, фигурный стих и т.д.).

Лирическая поэма - большое поэтическое произведение, в котором разворачивается широкая панорама чувств, переживаний и мыслей лирического героя, с отсутствием эпического сюжета (Г. Рыльский «Слово о родной матери»).

Лиро-эпическое произведение - такой стихотворный художественное произведение, в котором показываются поступки персонажей (есть сюжет) и вместе с тем в прямой форме проявляется отношение автора к этим поступкам (лирические отступления). Таким образом, в одном произведении сочетаются эпические сюжетно-повествовательные элементы и свойственна лирике эмоциональность, грустная стихотворная форма и лиризм.

Основные лиро-эпические жанры:

- стихотворный роман (роман в стихах);

- поэма;

- ога;

- байка;

- дума;

- историческая песня;

- баллада и т.д.

Баллада - небольшое лиро-эпическое произведение сказочно-фантастическом, легендарно-исторического или героического содержания с драматически напряженным сюжетом.

Дума - большой лиро-эпическое произведение преимущественно героического содержания важные исторические события (чаще всего о борьбу украинского народа против иностранных захватчиков), близкий к исторических песен и былин.

Исторические песни - это народные лиро-эпические произведения о важные исторические события и конкретных исторических лиц.

Художественный образ - это обобщенная картина человеческого жизни и окружающего мира (человек, природа, предмет, событие, явление), воплощенная в индивидуальную художественную форму творческим воображением писателя.

Лирический герой - человек, мысли и чувства которой выражаются в лирике.

Лирические стихи пишут в основном от первого лица, часто отождествляют лирического героя и автора, хоть их следует отличать. Лирическое стихотворение нельзя рассматривать только как часть реальной биографии поэта. Лирика - это рассказ «о своем времени и о себе», создавая которую автор отбирает наиболее существенное и загальнозначне в жизни и типизирует его за помощью художественного вымысла.

Системы стихосложение

Количественные: в основу создания ритма положена количество времени, которое тратится на произношение ритмических единиц, мелодичность.

Античный стих (стопа - сочетание определенной количества длинных и коротких слогов, которое повторяется в віршовому строке и предоставляет ему ритмичное звучание; античная стопа имела от 2 до 4 составов; насчитывалось более 27 видов стоп).

Фольклорный стих:

- песенный - тесная связь текста и мелодики, все куплеты сходны по строению, кроме грамматических ударений, имеют место ритмичные;

- речитативный не имеет разделения на куплеты, строки различны по числу слогов, исполняются речитативом (пением-проказуванням).

Качественные (ритм достигается равномерным повторением слогов и (или) ударений):

• силабічна (равное количество слогов в стихотворных строках (13 или 11) со свободным расположением ударений внутри строки, парным римуванням, наличием цезуры);

• тоническая (одинаковое количество ударений в стихотворных строках за отсутствия разделения их на стопы);

• силабо-тоническая (равное количество слогов в соответствующих строках, равномерное чередование ударных и безударных слогов в строках; единица измерения ритма - стопа).

Во всех системах стихосложения основной ритмической единицей является стихотворная строка.

Ритмомелодика стиха

Элементы ритмотворення силабо-тонического стиха:

• ударение;

• стопа;

• размер;

• пауза;

• рима;

• способы рифмовки;

• строфа.

Ударение (в поэзии определяется не фонетический, а ритмичный).

Стопа - сочетание ударных и безударных слогов, которые повторяются в строке.

*Двухсоставная:

- хорей (трохей) - с ударением на первом составе:

Вечный революцьйонер -

Дух, что тело рвет к бою,

Рвет за прогресс, счастье и свободу...

(И. Франко)

- ямб - с ударением на втором составе:

Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива...

(Т. Шевченко)

- пірихій - служебная двухсоставная стопа с обоими нєнаголошеними составами;

- спондей - служебная двухсоставная стопа с двумя ударными слогами; *Трискладова:

- дактиль - с ударением на первом составе:

3 раннего утра дотізньої ночки

Иглой денно верти...

(П. Грабовский )

- амфібрахій - с ударением на втором составе:

Любите Украину, как солнце, любите,

Как ветер, и травы, и воды...

В час счастливую и в радости миг,

Любите в час ненастья!

(В. Сосюра ).

- анапест - с ударением на третьем составе:

Наша цель - человеческое счастье и воля.

Ум властный без веры основ...

(И. Франко).

- бакхій - служебная трискладова стопа с тремя ненаголошеними составами.

Размер (учитывается количество стоп в строке):

Например, двостопний хорей

• тристопний ямб

• четырехстопный дактиль

• п'ятистопний амфібрахій

шестистопний... анапест

Страшные слова, когда они молчат,

Когда они неожиданно таятся,

Когда не знаешь, с чего их начать,

Потому все слова были уже чьими-то.

(Л. Костенко)

Вид стопы - ямб с пірихієм; стихотворный размер - п'ятистопний ямб.

Пауза - остановка голоса, короткий перерыв во время чтения, которая является словорозділом в тексте.

В сочетании с соответствующей интонацией:

- розповідна;

- восклицательный;

- питальна;

- содержательная;

- логично-интонационная;

- ритмичная (цезура - особая ритмическая пауза внутри віршового строки, которая делит его на два піврядки).

Рифма - созвучие окончаний в смежных и близко расположенных словах в строках (звуковое явление, а не графическое: в риме совпадают звуки, а не буквы). Рассматривается с последнего ударного звука:

1) простая (создается двумя словами)

сложная (создается тремя (четырьмя) словами)

2) точная (все звуки точно совпадают: милая - крылья) примерная (созвучность неполная: молнии - крица)

3) по месту ударений в словах, которые рифмуются: мужская (ударение на последнем составе: неужели - бережет)

- женская (ударение на предпоследнем слоге: долина - калина)

- дактилічна (ударение на третьем от конца слоге: яснесенький - тихий)

4) внутреннее рифмовки (внутри строки) - предоставляет поэзии большей мелодичности: «Там тополя в поле на лошади.» (П. Тычина)

Рифмовки - это особенность расположения рим в стихотворном произведении, интервал между ними.

Способы рифмовки:

• смежное (парное) - рифмовки в строфе строки первого со вторым, третьего с четвертым (аабб);

В Путивле-граде утром рано

Поет, плачет Ярославна,

Как и кукушечка кукует,

Словам сожаления добавляет.

(Т. Шевченко)

• перекрестное (четные строки рифмуются с четными, нечетные - с нечетными (абаб);

Еще молитесь, далекий брат,

Среди Звенигородский пиль.

Еще не устали чеканить В драгоценных ямбах ужасную боль...

(Есть. Маланюк)

• кольцевое (охопне): первая строка рифмуется с четвертым, а второй - с третьим (абба);

Языков сокровище старый - этот месяц-билозир,

Языков сны старые - эти облака белопенные.

И вижу я: в тревожном дрожании Языческая ночь легла на черный бор.

(М, Бажан)

Белый стих - стих, в котором отсутствует рифмовки, но сохраняется четкий ритм.

Мне заря сияла сегодня утром, всаженный в окно.

И благодать - такая ясная легла мне на душу сумиренну, что я понял наконец:

та заря - то только осколков боли,

что вечностью протятий, словно огнем...

(В. Стус)

Строфа - самая большая ритмическая единица стихотворного произведения, группа стихотворных строк, объединенных одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки.

Поэтические произведения:

- строфічні (разделены на строфы);

- астрофічні (не разделены на строфы).

Строфы:

И. Обычные строфы:

• 1 моностих (однорядкова строфа):

Тишина - это язык, которым Бог говорит к человеку (Б.-И. Антоныч).

• 2 дистих (двустишие) - двухстрочная строфа со смежным римуванням

Проституток, вітре, на Вкраїну,

Где покинул я девушку.

(С. Руданский)

• 3 терцет (трехстишие) - трирядкова строфа, объединенная одной рифмой

Сам лицемірствує с собой,

Кто человеческим сердцем и печалью

Беспокоится с самохвальбою.

(И. Франко )

• 4 катрен (четверостишие) - чотирирядкова строфа с разными способами рифмовки

О, принесите как не надежду,

То крошку родной земли:

Я притулю к уст ее И так застывшую, так замлію.

(О. Олесь)

• 5 пентина - п'ятирядкова

• 6 секстета - шестирядкова

• 7 септима - семирядкова

• 8 октаверс - восьмирядкова

• 9 нонаверс - дев'ятирядкові

• 10 дециверса - десятирядкова

II. Романские

Терцина - трирядкова строфа п'ятистопного ямба с римуванням аба, в следующей строфе - бвб и т.д.

Народ мой, замученный, разбитый, (а)

Языков паралитик тот на роздорожье, (б)

Человеческим презрением, будто струпом, покрыт! (а)

Твоим будущим душу я тривожу, (б)

От стыда которых потомков пізних (в)

Будет жечь, заснуть я не могу, (б)

(И. Франко)

Секстина - шестирядкова строфа пяти - или шестистопный ямба с римуванням абаавв.

Октава - восьмирядкова строфа из пяти - или шестистопный ямба. с перекрестным в шести строках и смежным в двух последних римуванням: абабабвв.

Триолет - восьмирядкова строфа, в которой повторяющиеся строки - первый в четверг поэтому и восьмом, второй - в седьмом или первый в четвертом и седьмом, а второй - в восьмом.

Рондель - тринадцятирядкова строфа на две рифмы, в которой трижды повторяется первая строка и дважды - второй.

Сонет - чотирнадцятирядкова строфа пяти - или шестистопный ямба, состоящий из двух четверостиший и двух тривіршів с римуванням: абабаб абввдеед (хотя возможны и другие способы рифмовки).

III. Восточные

1) Японские

- танка - п'ятирядкова неримована строфа, состоящая из пяти - и семискла - довых строк (5-7-5-7-7);

- гайку (хокку) - трирядкова неримована строфа, которая возникла на основе первой півстрофи танка.

Синяя василек,

Соперница пирамид,

В вечном грусти.

(И. Качуровский )

Стилевые приметы японских строф:

• эстетизм

• субъективный лиризм

• философское созерцание картин природы

2) Персидско-арабские

- рубаи - четверостишие, которое имеет законченное, преимущественно философскую мысль, подчеркнутую в последней строке, и рифмовки ааба. (В мировой литературе - Омар Хайям, в украинской литературе - сборник «Рубаи» Д. Павлычко (1987), произведения М. Ореста).

Верлибр (свободный стих) - не имеет строфічної строения, рифмы, поэтического размера, а ритм в нем достигается лишь наспівною интонацией (в украинской литературе -

И. Драч, Г. Винграновский, Бы. Бойчук, Е. Андиевская и др.)

Произвольный стих (иногда называют байковым) - стих, написан силабо-тоническим размером (преимущественно ямбом или хореєм), состоящий с різностопних строк, размещенных произвольно.

Ветер.

Не ветер - буря!

Крушит, ломает, из земли вырывает...

По черными тучами

(с блеском, ударами!),

по черными тучами миллион

миллионов жилистых рук...

(П. Тычина)

Синтаксические фигуры

Синтаксические фигуры - своеобразная синтаксическая построение фраз для усиления выразительности и эмоциональности речи и избежания однообразия.

• Инверсия (от лат. «опрокидывания, перевертывание») - необычная расстановка слов в предложении для того, чтобы наиболее значимое слово особо подчеркнуть, обратить на него внимание или подчеркнуть ритмізованіеть фразы.

Полюбила чернобровая Казака девушка.

(Т. Шевченко)

Эллипса (от греч. «пропуск, недостаток») - пропуск в предложении слова или словосочетания, которое легко восстанавливается из контекста в воображении через связанные с ним соседние слова:

«Уж небо голубое широкими бьет» (Т. Шевченко) (пропущено слово «крыльями»)

Риторические (патетические) фигуры:

- Патетический вопрос - выражает какие-то эмоции, ответ следует уже из него самого, не требует отдельного выражения.

Кто вам сказал, что я слабая,

Что я повинуюсь судьбе?

(Леся Украинка)

- Патетическое обращение - обращение к неодушевленным предметам, как к живым, или отсутствующих лиц, как к собравшимся.

В родное слово, кто без тебя я? (Д. Павлычко)

- Патетический зов (крик) - выражение чувства в коротких, эмоционально перенасыщенных словах.

Докучило! Нет мне Отечества! (В. Стус)

- Патетическое утверждение - особое подчеркивание непререкаемости сказанного говорящим.

Так! Я буду сквозь слезы смеяться...

(Леся Украинка)

- Патетическое возражения - сосредоточение внимания читателя на определенной мысли через объяснение ее в форме возражения или оговорки возможного другой точки зрения.

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться...

(Леся Украинка)

Анафора (єдинопочаток) - повторение на начале стихотворных строк, строф или предложений или разделов (в прозе) одинаковых слов или синтаксических конструкций.

Нет попівськії пытки,

Нет тюремные царские стены...

(И. Франко)

Эпифора (єдинозакінчення) - повторение одинаковых слов или синтаксических конструкций в конце стихотворных строк, строф или предложений, разделов (в прозе).

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

(В. Симоненко)

Симплока - соединение анафоры с епіфорою.

Или я в лузі не калина была?

Или я в лузі не красная была?

(Народная песня)

Кольцо - повторение одинаковых слов или синтаксических конструкций в начале и в конце произведения или его части.

Ночка тихая и темная была.

Я стояла, мой друг, с тобой;

Я смотрела на тебя с тоскою,

Ночка тихая и темная была...

(Леся Украинка)

Антитеза - особенно подчеркнуто противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, мыслей:

«Все мы в золоте и голые» (Т. Шевченко)

Асиндетон (безсполучниковість) - умышленное пропускания союзов между однородными членами с целью воспроизведения быстрого движения, внезапной изменения в явлениях.

Сошлись, поженились, соединились,

Помолодели, подросли.

T. Шевченко)

Полісендитон (багатосполучниковість) - накопление в фразе или строфе большого количества союзов с целью замедление рассказы, усиление напевности, подчеркивание размышлений говорящего.

Родная мать моя, ты ночей недоспала

И водила меня в поля край села,

И в дорогу далекую ты меня на заре провожала,

И полотенце вышитое на счастье дала.

(А. Малышко)

Параллелизм - параллельное изображение двух и больше явлений из разных сфер жизни (сравнение в форме сопоставления); в отличие от сравнения в паралелізмі изображаемые картины связываются между собой не только синтаксически, но и логично.

При потоке явор,

Явор зелененький,

А у вдовы парень,

Парень молоденький.

(С. Воробкевич)

Повтор (рефрен) - повторение одинаковых слов или выражений, стихотворных строк или строф в произведении с целью обращения на них особого внимания читателей, подчеркивание мелодичности, ритмичности.

Роде наш красный, роде наш прекрасный...

(Народная песня)

Фонічні средства

Евфонія - совокупность звуковых явлений, делают язык благозвучным, мелодичным.

Асонанс - умышленно чрезмерное повторение гласных звуков с целью усиления благозвучия языка.

Ты учишь любить все, что переменное

и что неизменно, как неизменен мир...

(М. Рыльский)

(Асонанс звуков ы и и)

Аллитерация - намеренное чрезмерное повторение одинаковых согласных звуков с ме

той создание звукового образа изображаемого или усиление интонационной выразительности языка.

Сыплет, стелит сад одинокий ,

серый грусть - серебряный снег...

(В. Кобылянский )

• Какофония - неблагозвучное (хаотическое) сочетание звуков речи; умышленно используется писателями с целью усиления юмористического окраску произведений.

Карл у Клары украл кораллы...

Звукоподражание (ономатопея) - имитация средствами языка различных позамовних звуковых явлений с целью создать звуковой образ изображаемого.

Прямое звукоподражание:

«И все так кукушка: ку-ку!»;

Косвенное (имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками):

«колокол гудит іздалеку» (гу-гу-с-в)

Паронімія - игра близких по звучанию слов, когда случайная схожесть звука используется для создания нового смыслового связи.