V. Творчество украинских
писателей-эмигрантов
Теоретико-литературные понятия
Лирика - наряду с эпосом и драмой один из
основных литературных родов, в котором жизнь отражается через передачу
чувств, переживаний, мыслей человека в определенных обстоятельствах; под влиянием определенных
событий.
Условная классификация по мотивам и
основным идейным направлением:
•
гражданская лирика - лирика с социальной и национальной проблематикой, в
которой представлено глубокое понимание поэтом современной жизни и отношение к
него: общественно-политическая, патриотическая (В. Симоненко «Лебеди материнства»);
• философская лирика - лирика,
направлена на философское осмысление мира (творчество Лины Костенко, сборник
Б.-И. Антонича «Зеленая Евангелия»);
• пейзажная лирика - изображение
природы, настроение лирического героя, вызванный ее созерцанием, философскими и
медитативными размышлениями по поводу художественного осмысления мира; характерным является
принцип параллелизма, который строится на контрастном сопоставлении или гармоничной
единства внутреннего мира человека с природой (Т, Шевченко «Зоре моя
вечірняя...»);
• интимная лирика - поэтические произведения, в
которых речь идет о сердечные переживания, проявления любви лирического героя и т.п. (В.
Сосюра «Так никто не любил»);
• религиозная лирика - поэтическое
обращение к Богу, выражения религиозных чувств и переживаний (В. Стус «Во мне
уже рождается Бог»);
• сатирическая лирика - разоблачение,
осмысление средствами сатиры пороков общества и человека (Т. Шевченко «Кавказ»),
Традиционная жанровая классификация:
• Гимн - торжественное произведение символично-программного содержания (И.
Франко -«Гимн»),
• Сонет
- старинная каноническая форма стиха, состоит из четырнадцати строк
5-стопного и 6-стопного ямба, двух четверостиший (катренов) и двух тривіршів
(терцетів) (Г. Рыльский «Черниговские сонеты»),
• Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения грусти, печали,
замыслы, меланхолии (П. Тычина «Похороны друга»),
• Ога
- хвалебная песня или стих про какую-то выдающуюся личность или событие (И. Драч «Ога
совести»),
• Песня - небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
• Епіталама - свадебный стих в честь молодых.
• Эпитафия - надгробный поэтический надпись, что
чтил покойного.
• Эпиграмма - небольшой остроумный стих неожиданно, грациозно
завершенной концовкой, в котором высмеивали недостатки людей или общества.
• Идиллия - небольшой стихотворный произведение, в котором
поетизується сельская жизнь (Т. Шевченко «Садок вишневий коло хати»).
• Курьезные стихи - имеют необычный внешний
вид (акростихи, азбучний стихотворение, фигурный стих и т.д.).
• Лирическая поэма - большое поэтическое произведение, в котором
разворачивается широкая панорама чувств, переживаний и мыслей лирического героя, с
отсутствием эпического сюжета (Г. Рыльский «Слово о родной матери»).
• Лиро-эпическое произведение - такой стихотворный художественное произведение, в
котором показываются поступки персонажей (есть сюжет) и вместе с тем в прямой
форме проявляется отношение автора к этим поступкам (лирические отступления). Таким
образом, в одном произведении сочетаются эпические сюжетно-повествовательные элементы и свойственна
лирике эмоциональность, грустная стихотворная форма и лиризм.
Основные лиро-эпические жанры:
- стихотворный роман (роман в стихах);
- поэма;
- ога;
- байка;
- дума;
- историческая песня;
- баллада и т.д.
Баллада - небольшое лиро-эпическое произведение
сказочно-фантастическом, легендарно-исторического или героического содержания с
драматически напряженным сюжетом.
Дума - большой лиро-эпическое произведение
преимущественно героического содержания важные исторические события (чаще всего о
борьбу украинского народа против иностранных захватчиков), близкий к
исторических песен и былин.
Исторические песни - это народные лиро-эпические произведения о
важные исторические события и конкретных исторических лиц.
Художественный образ - это обобщенная картина человеческого
жизни и окружающего мира (человек, природа, предмет, событие, явление), воплощенная в
индивидуальную художественную форму творческим воображением писателя.
Лирический герой - человек, мысли и чувства которой
выражаются в лирике.
Лирические стихи пишут в основном от
первого лица, часто отождествляют лирического героя и автора, хоть их следует
отличать. Лирическое стихотворение нельзя рассматривать только как часть реальной
биографии поэта. Лирика - это рассказ «о своем времени и о себе», создавая которую
автор отбирает наиболее существенное и загальнозначне в жизни и типизирует его за
помощью художественного вымысла.
Системы
стихосложение
Количественные: в основу создания ритма
положена количество времени, которое тратится на произношение ритмических единиц,
мелодичность.
• Античный стих (стопа - сочетание определенной
количества длинных и коротких слогов, которое повторяется в віршовому строке и предоставляет
ему ритмичное звучание; античная стопа имела от 2 до 4 составов; насчитывалось
более 27 видов стоп).
• Фольклорный стих:
- песенный - тесная связь текста и
мелодики, все куплеты сходны по строению, кроме грамматических ударений, имеют
место ритмичные;
- речитативный не имеет разделения на
куплеты, строки различны по числу слогов, исполняются речитативом
(пением-проказуванням).
Качественные (ритм достигается равномерным
повторением слогов и (или) ударений):
• силабічна (равное количество слогов
в стихотворных строках (13 или 11) со свободным расположением ударений внутри
строки, парным римуванням, наличием цезуры);
• тоническая (одинаковое количество
ударений в стихотворных строках за отсутствия разделения их на стопы);
• силабо-тоническая (равное количество
слогов в соответствующих строках, равномерное чередование ударных и безударных
слогов в строках; единица измерения ритма - стопа).
Во всех системах стихосложения основной
ритмической единицей является стихотворная строка.
Ритмомелодика стиха
Элементы ритмотворення
силабо-тонического стиха:
• ударение;
• стопа;
• размер;
• пауза;
• рима;
• способы рифмовки;
• строфа.
Ударение (в поэзии определяется не
фонетический, а ритмичный).
Стопа - сочетание ударных и
безударных слогов, которые повторяются в строке.
*Двухсоставная:
- хорей (трохей) - с ударением на
первом составе:
Вечный
революцьйонер -
Дух,
что тело рвет к бою,
Рвет
за прогресс, счастье и свободу...
(И.
Франко)
- ямб - с ударением на втором
составе:
Ревет
и стонет Днепр широкий,
Сердитый
ветер завива...
(Т.
Шевченко)
- пірихій - служебная двухсоставная
стопа с обоими нєнаголошеними составами;
-
спондей - служебная двухсоставная стопа с двумя ударными слогами;
*Трискладова:
- дактиль - с ударением на первом
составе:
3
раннего утра дотізньої ночки
Иглой
денно верти...
(П.
Грабовский )
- амфібрахій - с ударением на
втором составе:
Любите
Украину, как солнце, любите,
Как
ветер, и травы, и воды...
В
час счастливую и в радости миг,
Любите
в час ненастья!
(В.
Сосюра ).
- анапест - с ударением на третьем
составе:
Наша
цель - человеческое счастье и воля.
Ум
властный без веры основ...
(И.
Франко).
- бакхій - служебная трискладова
стопа с тремя ненаголошеними составами.
Размер (учитывается количество стоп
в строке):
Например, двостопний хорей
•
тристопний ямб
•
четырехстопный дактиль
•
п'ятистопний амфібрахій
шестистопний...
анапест
Страшные
слова, когда они молчат,
Когда
они неожиданно таятся,
Когда
не знаешь, с чего их начать,
Потому
все слова были уже чьими-то.
(Л.
Костенко)
Вид стопы - ямб с пірихієм; стихотворный размер -
п'ятистопний ямб.
Пауза - остановка голоса, короткий перерыв
во время чтения, которая является словорозділом в тексте.
В сочетании с соответствующей интонацией:
- розповідна;
- восклицательный;
- питальна;
- содержательная;
- логично-интонационная;
- ритмичная (цезура - особая
ритмическая пауза внутри віршового строки, которая делит его на два піврядки).
Рифма - созвучие окончаний в
смежных и близко расположенных словах в строках (звуковое явление, а не графическое:
в риме совпадают звуки, а не буквы). Рассматривается с последнего ударного
звука:
1) простая (создается двумя словами)
сложная
(создается тремя (четырьмя) словами)
2) точная (все звуки
точно совпадают: милая - крылья) примерная (созвучность неполная: молнии -
крица)
3)
по месту ударений в словах, которые рифмуются: мужская (ударение на последнем
составе: неужели - бережет)
-
женская (ударение на предпоследнем слоге: долина - калина)
-
дактилічна (ударение на третьем от конца слоге: яснесенький - тихий)
4) внутреннее рифмовки (внутри
строки) - предоставляет поэзии большей мелодичности: «Там тополя в поле на лошади.» (П.
Тычина)
Рифмовки - это особенность расположения рим в
стихотворном произведении, интервал между ними.
Способы
рифмовки:
• смежное (парное) - рифмовки в
строфе строки первого со вторым, третьего с четвертым (аабб);
В
Путивле-граде утром рано
Поет,
плачет Ярославна,
Как
и кукушечка кукует,
Словам
сожаления добавляет.
(Т.
Шевченко)
•
перекрестное (четные строки рифмуются с четными, нечетные - с нечетными (абаб);
Еще
молитесь, далекий брат,
Среди
Звенигородский пиль.
Еще
не устали чеканить В драгоценных ямбах ужасную боль...
(Есть.
Маланюк)
• кольцевое (охопне): первая строка
рифмуется с четвертым, а второй - с третьим (абба);
Языков
сокровище старый - этот месяц-билозир,
Языков
сны старые - эти облака белопенные.
И
вижу я: в тревожном дрожании Языческая ночь легла на черный бор.
(М,
Бажан)
Белый стих - стих, в котором отсутствует рифмовки, но сохраняется
четкий ритм.
Мне
заря сияла сегодня утром, всаженный в окно.
И
благодать - такая ясная легла мне на душу сумиренну, что я понял наконец:
та
заря - то только осколков боли,
что
вечностью протятий, словно огнем...
(В.
Стус)
Строфа - самая большая ритмическая единица
стихотворного произведения, группа стихотворных строк, объединенных одной мыслью,
интонацией и порядком рифмовки.
Поэтические
произведения:
-
строфічні (разделены на строфы);
-
астрофічні (не разделены на строфы).
Строфы:
И.
Обычные строфы:
•
1 моностих (однорядкова строфа):
Тишина
- это язык, которым Бог говорит к человеку (Б.-И. Антоныч).
•
2 дистих (двустишие) - двухстрочная строфа со смежным римуванням
Проституток,
вітре, на Вкраїну,
Где
покинул я девушку.
(С.
Руданский)
• 3 терцет (трехстишие) - трирядкова
строфа, объединенная одной рифмой
Сам
лицемірствує с собой,
Кто
человеческим сердцем и печалью
Беспокоится
с самохвальбою.
(И.
Франко )
• 4 катрен (четверостишие) -
чотирирядкова строфа с разными способами рифмовки
О,
принесите как не надежду,
То
крошку родной земли:
Я
притулю к уст ее И так застывшую, так замлію.
(О.
Олесь)
• 5 пентина - п'ятирядкова
• 6 секстета - шестирядкова
• 7 септима - семирядкова
• 8 октаверс - восьмирядкова
• 9 нонаверс - дев'ятирядкові
• 10 дециверса - десятирядкова
II. Романские
• Терцина - трирядкова строфа п'ятистопного
ямба с римуванням аба, в следующей строфе - бвб и т.д.
Народ
мой, замученный, разбитый, (а)
Языков
паралитик тот на роздорожье, (б)
Человеческим
презрением, будто струпом, покрыт! (а)
Твоим
будущим душу я тривожу, (б)
От
стыда которых потомков пізних (в)
Будет жечь,
заснуть я не могу, (б)
(И.
Франко)
• Секстина - шестирядкова строфа пяти - или
шестистопный ямба с римуванням абаавв.
• Октава - восьмирядкова строфа из пяти - или шестистопный ямба.
с перекрестным в шести строках и смежным в двух последних римуванням: абабабвв.
•
Триолет - восьмирядкова строфа, в которой
повторяющиеся строки - первый в четверг
поэтому и восьмом,
второй - в седьмом или первый в четвертом и седьмом, а второй - в восьмом.
• Рондель - тринадцятирядкова строфа на две рифмы, в которой трижды
повторяется первая строка и дважды - второй.
• Сонет - чотирнадцятирядкова строфа пяти - или шестистопный
ямба, состоящий из двух четверостиший и двух тривіршів с римуванням: абабаб
абввдеед (хотя возможны и другие способы рифмовки).
III. Восточные
1) Японские
- танка - п'ятирядкова неримована
строфа, состоящая из пяти - и семискла - довых строк (5-7-5-7-7);
- гайку (хокку) - трирядкова
неримована строфа, которая возникла на основе первой півстрофи танка.
Синяя
василек,
Соперница
пирамид,
В
вечном грусти.
(И.
Качуровский )
Стилевые
приметы японских строф:
• эстетизм
• субъективный лиризм
• философское созерцание картин
природы
2)
Персидско-арабские
- рубаи - четверостишие, которое имеет
законченное, преимущественно философскую мысль, подчеркнутую в последней строке, и
рифмовки ааба. (В мировой литературе - Омар Хайям, в украинской литературе -
сборник «Рубаи» Д. Павлычко (1987), произведения М. Ореста).
Верлибр (свободный стих) - не имеет строфічної
строения, рифмы, поэтического размера, а ритм в нем достигается лишь наспівною
интонацией (в украинской литературе -
И.
Драч, Г. Винграновский, Бы. Бойчук, Е. Андиевская и др.)
Произвольный стих (иногда называют байковым) - стих,
написан силабо-тоническим размером (преимущественно ямбом или хореєм), состоящий
с різностопних строк, размещенных произвольно.
Ветер.
Не
ветер - буря!
Крушит,
ломает, из земли вырывает...
По
черными тучами
(с
блеском, ударами!),
по
черными тучами миллион
миллионов
жилистых рук...
(П.
Тычина)
Синтаксические фигуры
Синтаксические фигуры - своеобразная синтаксическая построение
фраз для усиления выразительности и эмоциональности речи и избежания однообразия.
• Инверсия (от лат. «опрокидывания,
перевертывание») - необычная расстановка слов в предложении для того, чтобы наиболее
значимое слово особо подчеркнуть, обратить на него внимание или подчеркнуть
ритмізованіеть фразы.
Полюбила
чернобровая Казака девушка.
(Т.
Шевченко)
• Эллипса (от греч. «пропуск, недостаток») - пропуск в предложении
слова или словосочетания, которое легко восстанавливается из контекста в воображении через
связанные с ним соседние слова:
«Уж небо голубое широкими бьет» (Т.
Шевченко) (пропущено слово «крыльями»)
Риторические (патетические) фигуры:
- Патетический вопрос - выражает какие-то эмоции, ответ
следует уже из него самого, не требует отдельного выражения.
Кто
вам сказал, что я слабая,
Что
я повинуюсь судьбе?
(Леся
Украинка)
- Патетическое обращение - обращение к неодушевленным предметам,
как к живым, или отсутствующих лиц, как к собравшимся.
В
родное слово, кто без тебя я? (Д. Павлычко)
- Патетический зов (крик) - выражение чувства в коротких,
эмоционально перенасыщенных словах.
Докучило!
Нет мне Отечества! (В. Стус)
- Патетическое утверждение - особое подчеркивание
непререкаемости сказанного говорящим.
Так!
Я буду сквозь слезы смеяться...
(Леся
Украинка)
- Патетическое возражения - сосредоточение внимания читателя на
определенной мысли через объяснение ее в форме возражения или оговорки возможного
другой точки зрения.
Нет,
я хочу сквозь слезы смеяться...
(Леся
Украинка)
Анафора (єдинопочаток) - повторение на
начале стихотворных строк, строф или предложений или разделов (в прозе) одинаковых
слов или синтаксических конструкций.
Нет
попівськії пытки,
Нет
тюремные царские стены...
(И.
Франко)
Эпифора (єдинозакінчення) - повторение
одинаковых слов или синтаксических конструкций в конце стихотворных строк, строф или
предложений, разделов (в прозе).
Улыбка
твоя - единственная,
Мука
твоя - единственная,
Глаза
твои - одни.
(В.
Симоненко)
Симплока - соединение анафоры с епіфорою.
Или
я в лузі не калина была?
Или
я в лузі не красная была?
(Народная
песня)
Кольцо - повторение одинаковых слов или
синтаксических конструкций в начале и в конце произведения или его части.
Ночка
тихая и темная была.
Я
стояла, мой друг, с тобой;
Я
смотрела на тебя с тоскою,
Ночка
тихая и темная была...
(Леся
Украинка)
Антитеза - особенно подчеркнуто
противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, мыслей:
«Все
мы в золоте и голые» (Т. Шевченко)
Асиндетон (безсполучниковість) - умышленное пропускания
союзов между однородными членами с целью воспроизведения быстрого движения, внезапной
изменения в явлениях.
Сошлись,
поженились, соединились,
Помолодели, подросли.
T. Шевченко)
Полісендитон (багатосполучниковість) -
накопление в фразе или строфе большого количества союзов с целью
замедление рассказы, усиление напевности, подчеркивание размышлений говорящего.
Родная
мать моя, ты ночей недоспала
И
водила меня в поля край села,
И
в дорогу далекую ты меня на заре провожала,
И
полотенце вышитое на счастье дала.
(А.
Малышко)
Параллелизм - параллельное изображение двух и
больше явлений из разных сфер жизни (сравнение в форме сопоставления); в отличие
от сравнения в паралелізмі изображаемые картины связываются между собой не
только синтаксически, но и логично.
При
потоке явор,
Явор
зелененький,
А
у вдовы парень,
Парень
молоденький.
(С.
Воробкевич)
• Повтор (рефрен) - повторение одинаковых слов или выражений,
стихотворных строк или строф в произведении с целью обращения на них особого внимания
читателей, подчеркивание мелодичности, ритмичности.
Роде
наш красный, роде наш прекрасный...
(Народная
песня)
Фонічні средства
• Евфонія - совокупность звуковых явлений, делают язык
благозвучным, мелодичным.
• Асонанс - умышленно чрезмерное повторение
гласных звуков с целью усиления благозвучия языка.
Ты учишь любить все, что переменное
и что неизменно, как неизменен мир...
(М.
Рыльский)
(Асонанс звуков ы и и)
• Аллитерация - намеренное чрезмерное повторение
одинаковых согласных звуков с ме
той
создание звукового образа изображаемого или усиление интонационной выразительности
языка.
Сыплет, стелит сад одинокий ,
серый грусть - серебряный снег...
(В.
Кобылянский
)
• Какофония - неблагозвучное (хаотическое) сочетание
звуков речи; умышленно используется писателями с целью усиления
юмористического окраску произведений.
Карл у Клары украл кораллы...
• Звукоподражание (ономатопея) - имитация средствами языка различных
позамовних звуковых явлений с целью создать звуковой образ изображаемого.
Прямое звукоподражание:
«И все так кукушка: ку-ку!»;
Косвенное (имитация звуковых явлений
подбором слов с однородными звуками):
«колокол гудит іздалеку» (гу-гу-с-в)
• Паронімія - игра близких по звучанию слов,
когда случайная схожесть звука используется для создания нового смыслового
связи.