Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

VI. Современный литературный процесс. Общий обзор

Формирование современной украинской литературы происходит под влиянием важных событий, происходящих в обществе.

1986 г. - авария на Чернобыльской АЭС.

1991 г. - обретение независимости, начало развития нового суверенного государства.

2004 г. - Оранжевая революция, выборы Президента и т.д.

Появляются болезненные темы, которые дали толчок для рождения новой генерации художников постчернобыльской эпохи. Эта волна литераторов стремилась «разрушить Карфаген украинской провинциальности» (Юрий Шевелев), то есть вывести искусство слова за пределы политики, идеологических и административных вмешательств в художественное творчество, сделать его эстетически самодостаточным; преодолеть комплекс неполноценности, второстепенной роли в истории.

Основные тенденции (характерные черты) современного литературного процесса

• Переход от идеологизированных схем «социалистического реализма» к поиску новых эстетических способов моделирования и изображение действительности.

• Острая постановка проблем выбора, полноценного существования нации и свободы индивидуальности.

• Повышение роли украинского слова в развитии украинской нации.

• Искусство - вне политики.

• Обращение к крестьянской тематике как проявление неповторимости украинской духовности.

• Появление новых форм художественного мышления, форм и структуры творчества.

• Возвращение запрещенных тоталитарным режимом литературно-художественных достижений прошлых эпох как создание нового взгляда на историю Украины (произведения Николая Аркаса, Михаила Грушевского, Дмитрия Дорошенко, Дмитрия Яворницкого; Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Леси Украинки, Николая Хвылевого, Владимира Винниченко, Валерьяна Пидмогильного, Григория Косынки, Павла Филиповича, Михаила Драй - Хмары и др.).

Уничтожение искусственной «завесы» между развитием украинской литературы на «материковой» Украине и в диаспоре. Печать произведений писателей-эмигрантов (Василия Барки, Уласа Самчука, Ивана Багряного, Тодося Осьмачки, Яра Славутича, Евгения Маланюка, Елены Телиги, Юрия Клена, Богдана Бойчука, Юрия Тарнавского, Михаила Ореста и др.).

• Выход двух антологий украинской поэзии «Золотой гомон» (1991, 1997), где показана богатая картина лирики XX в., художественных систем, вкусов, направлений.

• Функционирование современного, неомодерного, заповідально-крестьянского, постмодернистского дискурсов.

Характерные признаки заповідально-крестьянского дискурса: базирование на крестьянском типе мышления, реалистической традиции с определенными вкраплениями романтизма и модернизма; употребление символов и понятий: нация, традиция, русификация, государственность, национальная символика, земля, труд.

Характерные признаки постмодернистского дискурса (появился в 80 - 90-х годах XX ст.): экзистенция, рефлексия, открытость, игра, карнавал, художественное произведение как откровенная игра цитатами, реминисценциями, аллюзиями Из мирового писательства.

• Появление новых группировок и объединений, стилевых манер и способов образного воплощения мировосприятие новой независимого человека, что привело к небольшой дискуссии между художниками старшего и младшего поколений (старшие - стоят на позициях служения Украине и ее культуре, защищают традиционную реалистическую концепцию искусства; младшие - критикуют советских художников, пародируют классические произведения, смеются с слепой веры в псевдоідеали, отвергают «шароварництво» в литературе).

• Характерные признаки современной поэзии

- «Перегружена цветением» (от «самодержавно-генсеківського тоталитаризма к трансформации в полифонию постісторичної «эры подозрения», где расцветают сто цветов, спорят сто школ»). Юрий Андрухович в 90-х годах высказал мнение, что современная украинская поэзия становится все лучше и лучше, вскоре ее будут читать исключительно поэты»).

- Богатство тематики, стилевых и жанровых находок.

- Уступает прозе за динамизмом самораспаковывающийся интеллектуального сюжета, но выигрывает в интенсивности метафорического орнаменталізму.

- «От импрессионизма до пастельного барочной полифонии».

- Представлена несколькими поколениями поэтов: «шестидесятники» (Лина Костенко, Иван Драч, Ирина Жиленко, Борис Олейник и др.); «киевская школа» поэтов (Виктор Кордун, Василий Голобородько, Николай Воробьев, Василий Рубан и др.), поэты-дисиден - ты (Игорь Калинец, Тарас Мельиичук, Степан Сапеляк и др.), «восьмидесятники» (Игорь Рымарук, Василий Герасимьюк, Иван Малкович, Оксана Забужко, Оксана Пахлевская, Иван Козаченко и др.), «дев'яностники» (Кость Москалец, Роман Скиба, Павел Вольвач, Сергей Жадан, Иван Андрусяк, Виктор Неборак, Василий Махно и др.).

Характерные признаки современной прозы

- Жанровое разнообразие, поиски новых мотивов, художественных идей.

- Отход от лирико-романтики, патетики, трансформация причудливой стилевой течения (Александр Ильченко, Виктор Миняйло, Владимир Яворивский, Евгений Гуцало) в прозе постмодернистов.

- Активная творческая деятельность прозаиков старшего поколения: обращение к исторической тематике (исторический роман Ю. Мушкетика «На брата брат» (1996), М. Винграновского «Северин Наливайко», Г. Иваничука «Орда» (1992), «Рев оленей нарозвидні» (2000), роман в стихах Лины Костенко «Берестечко» (1999); исследования экзистенциальных проблем бытие человека (роман-эпопея Валерия Шевчука «Тропинка в траве. Сага о Житомир» (1994)).

- Постмодерное миропонимания, в центре произведений - «маска «автора.

Существование двух школ прозаиков:

1) «киевско-житомирская» - преимущество экзистенциальных мотивов, герой произведений - интеллектуал, рафинированный интеллигент (Вячеслав Медвидь, Евгений Пашковский, Олесь Ульяненко, Богдан Жолдак, Любовь Пономаренко, Евгения Кононенко, Оксана Забужко, Владимир Диброва и др.);

2) «львовско-франковска» - преимущество игры и иронии, карнавала и травестии, герой - маргинал (городской житель - выходец из села), сельский человек с комплексом неполноценности (Юрий Андрухович, Тарас Прохасько, Юрий Издрык и др.).

Характерные черты современной драматургии

- наполнена интеллектуализмом;

- переход к модерному моделирования действительности, освобождение от традиционных шаблонов;

- сочетание поэзии, философии, нравственности, поступков героев в драматическом произведении;

- коллажный принцип построения произведения;

- появление имен-абстракций, имен-символов;

- преимущество камерности;

- обращение к проблемам современной школы.

Представители современной драматургии: Василий Босович (пьеса «Иисус - Сын Божий»); Ярослав Стельмах («Берегись льва», «Синий автомобиль», «Школьная драма», «Привет, синичко»).

В 1997 г. вышла антология «Близнецы еще встретятся», где помещены пьесы художников украинской диаспоры: Леонида Мосендза, Игоря Костецкого, Богдана Войчука, Веры Вовк и др.

Дискурс - способ, форма организации языкового и литературного деятельности, употребляется как индивидуальный стиль художника.

Рефлексия - размышление, внутренняя сосредоточенность, анализ собственных размышлений и переживаний.

Реминисценция - отголосок в художественном произведении каких-либо мотивов, образов, выражений, деталей из широко известного произведения другого автора, перекличка с ним. При этом высказывания, заимствованные у предшественников, переосмысливаются и приобретают новое освещение.

Аллюзия - намек на общеизвестный исторический, литературный или бытовой факт, подержанный в художественном произведении как стилистическая фигура.

Современные литературные организации, группировки, общества, школы (отводы украинской литературы)

«Восьмидесятники»

Василий Герасимьюк, Игорь Рымарук, Иван Малкович, Оксана Забужко, Оксана Пахлевская, Иван Козаченко

Национальная союз писателей Украины (НСПУ, обновленная в 1991 г. (И съезд), 1996 p. (II съезд),

2001 p. (III съезд)

Более 1,5 тыс. членов.

К 2001 г. - возглавлял Ю. Мушкетик, с 2001 г. - В. Яворивский

Ассоциация украинских писателей (АУП), с 1997 г.

Более 100 писателей, президент - Юрий Покальчук, впоследствии - Тарас Федюк

«Бу-Ба-Бу» (Бурлеск, Балаган, Буффонада), с 1985 p., м. Львов

Юрий Андрухович, Виктор Неборак, Александр Ирванец

«Новая дегенерация», с 1992 p., м. Ивано-Франковск

Иван Андрусяк, Иван Ципердюк, Степан Процюк

«Пропала грамота», с 1991 p., м. Киев

Виктор Недоступ, Семен Небось, Юрко Позаяк

«Западный ветер», с 1992 г. Тернополь

Виталий Айда, Борис Щавурський, Василий Махно, Гордей Безкоровайный

«ЛуГоСад», с 1986 p., м. Львов

Иван Лучук, Назар Гончар, Роман Садловский

«Красная фира», с 1991 p., м. Харьков

Сергей Жадан, Ростислав Мельников, Иван Пилипчук и др.