9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАРКО ВОВЧОК
Изображение під'яремного положения крепостных и их свободолюбивых стремлений в произведениях Марка Вовчка
Много украинских писателей и поэтов изображали в своих произведениях одну из самых трагических страниц истории нашего народа - крепостное право. Среди них такие выдающиеся создатели, как Тарас Шевченко, Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный и другие. В своих произведениях жизнь крестьянства во времена барщины правдиво изображала и выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок. Читая ее произведения, узнаешь о страшном нищая жизнь крестьян-крепостных, об их изнурительный ежедневный труд, о произволе господ и их сторонников, о стремлении крестьян к свободной труда на собственной земле.
Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы изображать напряженные, драматические ситуации, создавать яркие образы, отражать дух эпохи, самые сокровенные стремления и переживания людей, став, как говорил Тарас Шевченко, для своих современников «обличителем жестоких людей неситих». Марко Вовчок, которая считала себя ученицей Великого Кобзаря, создала реалистичные рассказы и повести, широко используя антикріпосницьку народную поэзию. Поэтому ее произведения проникнуты глубокой народностью, искренним сочувствием к угнетаемым.
Читая произведения Марка Вовчка, можно проследить динамику развития образа крепостного крестьянина от первых рассказов писательницы, в которых женщина-крепостная, которая только мечтает о свободе, к повести «Институтка», в которой крепостные уже потеряли терпение и не боятся проявить неповиновение, ибо, по словам крепостного Назара, «беда беду перебудет, одна пройдет - десять будет».
Большим событием в литературной жизни того времени было издание первых книг « Народных рассказов» Марка Вовчка. Будто сам народ заговорил в них о своей жизни, о подневольную судьбу, про свои жгучие боли и желание освободиться от гнобителей. Это рассказы, в которых писательница мастерски изображает бесправных, затурканих, истощенных подневольным трудом крепостных. Центральный образ многих произведений писательницы - это женщина-крепостная. Ее больше всего угнетает бремя крепостничества. Казачка Олеся, Аграфена, Одарка - это живые свидетели страшной эпохи. Чего только не испытывает женщина, лишенная естественного для нее права заботиться о своей семье. Женщины-матери, надорванные непосильным трудом, болеют и сходят с ума. Их разводят с мужчинами, детьми, что приводит к большим страданиям и гибели женщины, поскольку нарушены естественные законы жизни.
Если в первых рассказах автор вроде не осмеливается придать своим героям права голоса, права бороться за свою свободу, то уже в рассказе «Ледащиця» писательница подает образ главной героини в другом плане. За свою волю героиня борется вплоть до гибели, тогда как женщины в ранних рассказах погибают от невозможности сопротивляться большей за них силе. В образе Насти воплощенное стремление народа к лучшей жизни, неудержимое желание порвать путы крепостничества, неописуемая жажда к свободе. Но за волю крепостной заплатила дорогой ценой: жизнью своего ребенка и собственной жизнью. Возмущена, обессиленная, она тяжело заболела. Только перед смертью героини приходит известие о ее волю. Она еще смогла сделать счастливой свою мать, подарив ей свободу, однако сама этого счастья уже не претерпела.
Идея раскрепощения крестьян наиболее полно раскрыта Марко Вовчок в повести «Институтка». В этой повести писательница изображает типичные картины жизни крестьян в помещичьих имениях. Продолжая антикрепостнические традиции Шевченковских стихов, Марко Вовчок оправдывает и прославляет свободолюбивые поступки крепостных. Писательница отразила великую силу народа, его стремление к освобождению.
В повести «Институтка» Марко Вовчок обрисовала яркие образы крепостных крестьян, которые стали на путь борьбы за свое освобождение. Но не все они способны открыто выступить против господ-крепостников. Так, Устина может стерпеть все издевательства, хотя и понимает, что такое жизнь противоестественное для человека. Более всего она боится прогневить барышню, поэтому старается жить тихо и незаметно. После женитьбы Устина переживает еще больший страх за своего мужа, который не привык повиноваться. Прокоп уже давно задумал уйти от господина, но теперь жена держит его возле себя, уговаривает быть покорным. Однако натура мужа не такая, чтобы повиноваться. Увидев издевательство барышни со старой бабушке, Прокоп выступил против хозяйки, чем вызвал ее гнев. Но это выступление приносит наконец Устине и Прокопу вожделенную свободу - мужа отправляют в солдаты, и она становится свободной как жена солдата. Бежит из поместья и Назар, которого страшная госпожа лишила семейного счастья.
Катя, жена Назара, тоже способна откровенно проявить свой протест против господ. Когда умерла ее ребенок, она решительно заявила: «Теперь я уже не боюсь вас!... Хоть меня живьем и съешьте теперь!..» В образах Прокопа, Назара, Катри отражено нарастание народного гнева против крепостников.
Итак, Марко Вовчок в своих произведениях правдиво изображает жизнь крестьян, которые живут под игом кріпосничого строя, их нищенские будни, тяжелый труд, свободолюбивые стремления, показывает нарастание протеста и борьбу против поработителей за лучшую жизнь, за свободный труд на собственной земле.