9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАРКО ВОВЧОК
Сравнительная характеристика Устины и панночки
(по повести «Институтка»)
«Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение, описывающие отношения между крепостными и помещиками. Писательница показала невыносимое положение крестьян, которое является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастания народного гнева. Женщина-писательница создала правдивые образы молодых девушек - представительниц противоположных социальных слоев, существовавших в Украине того времени - господ и крепостных.
В повести Марко Вовчок противопоставляет образы девушки-крепостной Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главная героиня повести - образованный помещица. «И что же это за хорошая с лица была! Кажется, и не обрисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности барышни. Но за красивым лицом скрывается эгоистичный человек, которому безразличны страдания других. Как будто товар, отбирает барышня среди девушек лучшую. Вся ее прелесть и красота сразу куда-то исчезают, когда новая хозяйка немного об знакомилась в бабушкином имении. Барышня начинает кричать и ругаться на девушек, а ее лицо искажает нечеловеческая ярость.
Жизненные пути свели барышню-інститутку и крепостную Устину. Рассказ ведется от имени Устины. Это простая крестьянская девушка. «Я веселая», - говорит она о себе. По натуре Устина ласковая и жизнерадостная. Девушка всем желает добра и счастья. Ее душа открыта ко всему прекрасному. Устина любит солнце, цветы. ей хочется вырваться из неволи: «Весело видеть степь, поля красивые... Любо на свободе дыхнуть! Когда бы воля, спел бы...» Но Устина только мечтает о свободе, она покорная господам, терпеливо сносит издевательства капризной инст
тки. Даже после того, как барышня ее побила, она не держит зла на нее, а только удивляется. Добрая и чистая девушка все прощает.
Устина от природы умная, наблюдательная и трудолюбивая. Она близко к сердцу принимает страдания друзей и пытается им помочь.
Эта неграмотная крестьянка тонко воспринимает окружающую природу: «Ветерок шелесне и принесет в окошко мне благоухающую сирень...» Устина очень любит детей. Она искренне и глубоко любит парня Прокопа. Хоть супружеская жизнь в тех условиях ей полного счастья не принесло, но стало легче: «Зійдешся с ним - весело и любо; лихо забуду...Душа девушки прекрасная и чистая, лишенная всякого зла, ненависти.
Институтка - морально ограниченный человек. Она считает, что, кроме французского языка, музыки и танцев, ничего не нужно в светском обществе. Все остальное называет глупостью, а обучение - мучение. Она почти гордится своим невежеством. Главное - выгодно выйти замуж, а для этого, считает барышня, много знаний не понадобится.
Заискивая к бабушке, барышня выпрашивает «по новой моде нарядов хороших», уговаривает устраивать пиры и приглашать богатых барчуков. Ведь ей нужен мужчина с имениями, чтобы не знать заботы и быть полновластной хозяйкой. И случилось так, что влюбилась институтка в полкового врача. Но это «любовь» было прихотью с самого начала. Молодая помещица обнаружила точный расчет даже в таком деле, как любовь.
На хуторе она показала себя жестоким, своевольным и жестоким эксплуататором. Неограниченность власти над крепостными подогревала ее деспотизм, а жадность переходила в лихоимство.
Психологическую характеристику институтки дополняет ее речь, грубая и ругательная при обращении к крепостным: «Чего сунешься?» А к богатым она «ляскотить по-птичьему». Устина же всегда ласковая ко всем.
Типичный образ - это художественное обобщение, представленное в виде конкретного лица. Устина - это типичный образ крепостной, потому что ее индивидуальные качества сочетаются с чертами, характерными для большинства крепостных: покорность, доброта, нравственная чистота. Институтка является типичным образом кріпосниці. Ведь часто даже человек образованный, получая неограниченную власть над другим человеком, морально скалічується, становится черствой и жестокой. Если же крепостник такой слабохарактерный, как полковой врач, муж барышни, он не может противостоять деспотизму других, защитить людей, к которым он привержен. Поэтому кроткий когда господин позволяет бить старенькую бабушку, отправляет Прокопа в солдаты.
Марко Вовчок доказывает, что даже образованный крепостник остается жестоким эксплуататором.