Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАРКО ВОВЧОК

Образы крепостных в произведениях М. Волчка и Т. Шевченко

Украина... Как много чувств вызывает это слово! Какая она величественная, неповторимая в своей живописной красе! И красота и величие нашей земли окутанные грустью ее трагической истории. Судьба Украины сложилась так, что все время ее кромсали на части, и не знала она покоя от лютых врагов. Наш народ прошел через жестокие битвы с татаро-монголами, кровавые бои со шляхетской Польшей, потерпел произвола российского царя. Украина достойно вынесла все испытания.

Ярким примером неразрывного единства Родины и ее сыновей является жизненный и творческий путь знаменитого Кобзаря. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю Т. Шевченко, он оставил нам незабываемые слова:

Я так ее, я так люблю

Мою Украину убогую,

Что прокляну святого Бога,

За нее душу погублю.

Болью за свою истерзанную землю напоенный каждая строка его страстных стихов. В тяжелых нищете крепостного жизнь прошло детство Тараса. С малых лет он почувствовал всю тяжесть положения закріпаченого крестьянства. Поэтому в лирике Т. Г. Шевченко часто звучат мотивы одиночества и сиротства, тоски и страдания, вызванные печальными воспоминаниями о злоключениях закрепощенного народа. Любовь к родному краю вызвала у поэта печаль по поводу того, что родина

... Ободранная, сиротой

Более Днепром плачет;

Тяжело-тяжело сиротині;

И никто не видит.

Страдания украинского народа в ярме крепостничества показывает поэт в стихах «Мені тринадцятий минало...», «Тяжело-тяжело в мире жить...», «Если бы вы знали, паничі...», «Сон», «Катерина» и других.

Из них предстает перед нами Украина, славная и несчастная, плачет мать над Днепром, потому что ее «у ярма запрягли господа лукавые». Предстает в воспоминаниях Тараса про свое ужасное детство, несчастную судьбу своих родных:

...Мать добрую мою,

Еще молодую в могилу

Нужда и труд положила.

...Отец, плача с детьми,

(А мы малые были и голые),

Не вытерпел злой судьбы,

Умер на барщине.

Встает судьба Украины в образах бедных крепостных, из которых «латаную свитину... снимают, ибо нечем обуть княжат невзрослых», «распинают за подушное»; в образе «опухлої ребенка», что мре под забором, а мать в это время работает на барском поле; в образе покрытки Екатерины, которая не смогла выжить в мире насилия, где «того вяжут, того режут, тот сам себя губит».

Но Шевченко не только скорбит над несчастной судьбой Украины и ее сыновей, в своих произведениях он призывает народ приобретать волю, заглядывает в будущее, намечает образы новой жизни.

Дело своего творческого наставника Т. Г. Шевченко продолжила выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок, которая начала свою писательскую деятельность в середине 50-х годов ХІХ века. Она создала реалистичные рассказы и повести, которые правдиво изображают действительность, убедительно изображают образы крепостных. Большим событием в литературной жизни стало издание первой и второй книг «Народных рассказов», где писательница рисует народную жизнь, судьбу крепостным крестьянам, их жгучие боли и желание освободиться от крепостников. Самыми яркими картинами народной жизни стали рассказ «Казачка», «Горпина», «Одарка», «Сестра», которые вошли в первый сборник «Народных рассказов». Центральным образом этих рассказов есть женщина, которую гнетет бремя крепостничества. Казачка Олеся, Аграфена, Дарья, Настя из рассказа «Ледащиця» - женщины-страдалицы, что стремились обычного человеческого счастья, права быть женой, матерью, дочерью, права самим строить свою жизнь. Повесть «Институтка» продолжает тему, начатую в «Народных рассказах». В этом произведении Марко Вовчок не только раскрывает характеры крестьян, изображает их бедственное положение, но и показывает первые проявления непокорности крепостных, их нежелание мириться со своим подневольным положением, стремление получить свободу. Об этом свидетельствуют слова Прокопия, который говорит о своем характере: «Я так: или спасись, или пропади». Назар, муж Кати, успокаивая Устину, говорит: «...чего плачешь. Хуже не будет. Вот будет ли лучше - не знаю», - понимая, что хуже під'яремного, крепостного жизни ничего не может быть.

Как и Т. Шевченко, Марко Вовчок в своих произведениях одной из первых в украинской литературе заговорила о повседневных заботах крепостного, его бедность, его неудержимое желание свободы, чем преподносила сознание народа, упевнювала в неизбежности борьбы против крепостничества.

В наше время наконец-то осуществилась мечта Т. Шевченко и других писателей о независимой Украине. Сегодня, пройдя через огромные испытания, воскресает украинская нация, обновляется и уверенно входит в мировое сообщество народов. И мы должны работать на благо Отечества, отстраивая справедливое государство, очищенную от грехов самолюбия и издевательство над более слабым. Только так мы сможем доказать настоящую любовь к родной земле.