II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 71. «ЛЕТО ПАХНЕТ СУНИЧКАМИ». ДИАЛОГ. ПЛАТОН ВОРОНЬКО «ЗЕМЛЯНИЧКА-СЕСТРИЧКА»
Цель: учить учащихся читать диалоги, интонировать предложения, анализировать прочитанное; развивать умение читать с разделительными знаками, воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Чок-чок-чок - вот красный бурячок.
Чу-чу-чу - я капусту посічу.
Щек-щек-щек - в чугунке сварю борщок.
Физическую-чний-чний - ой, какой же вкусный борщ!
Че-Че-че - бабушка пирожки печет.
Ча-ча-ча - дай, бабушка, калача.
Чи-чи-чи - ешь, пожалуйста, калачи.
2. Работа над скороговоркой
Наварили вкусностей -
Будем есть я и ты.
А сороки и вороны
Будут есть макароны.
В. Чепуренко
3. Читайте правильно, быстро, четко!
Каждый столбик прочитать сверху вниз, а затем снизу вверх.
Джем пуговица
джин звонок
звон джунгли
юла источник
клюв зеркало
пчела колокольчики
шмель кукуруза
4. Читайте, думайте, дополняйте!
Слушают, пишут, сидят, рисуют - ... (дети).
Поет, летает, строит, кормит - ... (птица).
Ползет, блестит, шипит, жалит - ... (гадюка).
Пишет, спрашивает, обучает, проверяет - ... (учитель).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Лицом к лицу»
Ученики поворачиваются друг к другу в паре и читают выразительно стихотворение.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Пахнет полянка небольшая -
Быстро выросли сестрички, -
Чепурушки круглолицые
Спрятались в траве.
Черные точечки на личиках...
Догадались?.. (Землянику).
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Обработка текста «Лето пахнет суничками» (с. 76)
- Приходилось ли вам собирать землянику? Где? Расскажите.
- Когда созревают землянику?
- Прочитайте, как об этом сказано в тексте (с. 76).
- Перечитайте текст медленно. Останавливайтесь на выделенных словах, представляйте себя на земляничном поляне.
- Какие запахи вы чувствуете?
- Какие картины вы видите?
- Чем земляники на поляне напоминают поджаренные озерца?
Физкультминутка
Цвет земляники мы срывали,
В торбиночку составляли,
А зимой чай варили
И никогда не болели.
Раз все здоровые малыши,
То начнем танцевать.
(Несколько танцевальных упражнений на месте.)
2. Проработка стихотворения Платона Воронько «Земляничка-сестричка»
1) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Между кем происходит диалог в стихотворении?
- Какое настроение у собеседников?
- Какие слова свидетельствуют о том, что земляничка веселая и рада разговоре?
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
2) Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение с лицами.
3) Игра «Подбери рифмы».
Умытая... (налитая);
в тепле... (земли).
3. Повторы и вспомни!
- Назовите персонажей стихов Платона Воронько.
- Как автор относится к своим героям?
- Назовите стихи, в которых Платон Воронько предлагает вам пристальнее присмотреться к себе, к своим поступкам. Объясните свой ответ.
VI. ИТОГ УРОКА
- С какими произведениями Платона Воронько ознакомились?
Из его стихов понравился больше всего? Почему?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение.