II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 70. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ПЛАТОН ВОРОНЬКО «В ЛЕСУ ЕСТЬ ЗЕЛЕНАЯ ХАТА»
Цель: совершенствовать технику чтения поэтических произведений; формировать читательскую самостоятельность; развивать умение делиться своими впечатлениями о прочитанном; воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнения для развития дыхания
• «Задми свечу»;
• « Понюхай цветочек »;
• « Пей чай из блюдца »;
• « Подуй на одуванчик »;
• «Насос»;
• « Часы».
2. Чтение скороговорки «дождиком»
Дети читают хором:
• накрапывает дождь (тихо);
• дождь становится сильнее (громче);
• ливень (громко);
• дождь ослабевает (тише);
• дождь прекратился (чтение прекращается).
Скрекоче сорока сороке:
- А я в сорочьей рубашке!
Сорока сороке скрекоче:
- А у меня яичко сороче!
О. Пахарь
3. Работа над чистомовкою
Ку-ку-ку, ку-ку-ку!
Сидит птичка на сучке!
Ки-ки-ки, ки-ки-ки!
Посадили огурцы!
Ко-Ко-ко, ко-ко-ко!
Люблю свежее молоко!
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Ворчливый, угловатый,
Ходит по лесу дед лохматый:
Оделся в кожушину,
Мед ищет и ежевику.
Летом любит охотиться,
А зимой - в логове спать.
Как слышит он весну -
Просыпается от сна. (Медведь)
- Сегодня мы прочитаем стихотворение про медведей, автором которого является Платон Воронько.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение стихотворения П. Воронько «В лесу есть зеленая хата» учителем (с. 75)
- Кто живет в лесной зеленой доме?
2. Словарная работа
1) Справочное бюро.
Вереда - капризный человек; тот, кто капризничает.
Кошевка - то же, что корзина.
2) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Уснули набрида
шепчет медвежата
наименьший в кошевке
- Прочитайте слова удивленно; сердито; безразлично.
Физкультминутка
3. Чтение стихотворения учениками
- С какой интонацией следует читать слова медведицы? (Успокаивающе, ласково)
- Медвежонка? (Раздраженно, капризничая)
4. Игра «Торнадо»
- Начинайте читать медленно, постепенно увеличивая скорость чтения.
- Каким вы представляете сынка-мишку?
- Какой - то его маму?
- Как поэту удалось создать такие художественные образы?
5. Игра «Незнайка Читает»
Учитель читает стихотворение, умышленно допуская ошибок. Ученики должны заметить их и исправить.
В лесу есть красивая (зеленая) хата,
Там уснули медвежата,
А наименьший - вереда,
Дорогой (седой) маме набрида.
Говорит: «Я не хочу спать,
Убегу скорей (ночью) из дома,
Когда меда не дашь,
Рыбы, масла (сала), колбасы!»
6. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите рисунок.
- Кого на нем изобразил художник?
- Расскажите, какой есть медведица; капризное медвежонок?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто является его автором?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение.