Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

V. Творчество украинских писателей-эмигрантов

 

Тема 41. Евгений Маланюк (1897 - 1968)

 

Евгений Филимонович Маланюк - выдающийся поэт и литературовед, культуролог и автор художественных и исторических эссе разведок, пылкий патриот Украины и гуманист. Его творчество производила большое впечатление не только на художников «пражской школы», но и на всю украинскую лирику XX века.

Автор поэтических сборников: «Стилет и стилос», «Гербарий», «Земля и железо», «Земная мадонна», «Перстень Поликрата», «Власть», «Паломничество», «Последняя весна», «Август», «Перстень и посох» и др.

Особенности творчества:

• основные темы сочинений:

- борьба за национальное и социальное возрождение Украины, ее государственность;

- отчаяние по поводу упущенных политических достижений;

- образ Родины предстает чаще всего как символ степной Эллады;

• історіософічність;

• патетичность;

• публицистичность;

• динамизм;

• проникновение в глубины человеческой психологии.

Сборник Есть. Маланюка «Стилет и стилос?» построена на своеобразной художественной антитезе. Стилет. - это символ извечной борьбе, это сознательный выбор борьбы за идеалы народа. Стилос - это мир искусства в его изящной гармонии, это музыка тонов и полутонов, человеческих чувств, это магия красоты и добра. В этой сборке лирический персонаж должен выбирать между стилетом и стилосом, но возможностей для выбора почти нет. И вот тогда лирический персонаж выбирает стилос, который напоминает стилет (слово - оружие).

Как отмечал Николай Неврлый, Є.Маланюк определил программу своей жизни и творчестве названием первого сборника.

«В творчестве Маланюка, - как высказался Богдан Рубчак, - стилет и стилос в вечных встречах. Порой поэту будто хочется погрузиться в тот плес, где мечта отражает сама себя, но сознание долга и ответственности (точнее, сознание как таковое) ему на это не позволяет».

«Стилет или стилос?» - этот вопрос стал своеобразным лейтмотивом и суток Міжвоєння, Второй мировой войны, как, впрочем, и каждого бурного времени нашей истории. Назначение художника было болезненным ответвлением проблемы жизненного, гражданского выбора каждым украинцем. Собственно, в названии сборки, как и в одноименном стихотворении, обострялась давняя проблематика мировой литературы: что должно быть определяющим в художественном творчестве - красота или служение общественным интересам. Доля «или» в формуле Есть. Маланюка выполняла изрядную смысловую роль, указывая на определенную нерешительность лирического героя перед неизбежным выбором. Поэтому символ весов как воплощение судьбы поэта за такой неопределенности завбачає трагические последствия колебания, обусловливает необходимость преодоления двойной ситуации («Двояко Колеблются трагические терезы»), ілком понятно, что в стихе «Стилет или стилос?» лирический персонаж ищет равновесие: «Там чудесный лес», «поет трава», «гипнотические кобры», «ласки золототілих дев». Это вымышленный мир поэта. Реальность другая: «...здесь - кошмара набухший ветром горизонт: Привлечет, предаст и отдаст воде». И среди сложной, возможно, тяжелой действительности поэт делает выбор: «И только здесь веселый шум боя - Разгоном бурь и божевіллям. волн. Безграничность! Очарован тобой, Плыву в тебя!..»

Следовательно, Есть. Маланюк стремился, чтобы его слово было острым, как кинжал, то есть стало оружием в условиях завоевания украинской государственности. В то же время он был против заземленного, однобокого понимание проблемы, имея в виду историческую закономерность или, выражаясь точнее, обреченность художника негосударственной нации на служение национальным интересам, а не эстетическим потребностям.