Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХРЕСТОМАТИЯ
для 9 класса

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ (1769-1838)

НАТАЛКА ПОЛТАВКА

(Украинская опера в двух действиях)

(Сокращенно)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Н а т а л к а - украинская девушка.

Г о р п и н а Т е р п и л и х а - ее мать.

П е т р о - возлюбленный Натальи.

М и к о л а - дальний родственник Терпилихи.

Т е т е р в а к о в с к и й - возный1, Наташин жених.

М а к о г о н е н к о - сельский выборный.

 

Действие первое

Село над рекой Ворсклой. Вдоль сцены улица, что ведет к реке; здесь между домами и хата Терпилихи.

ЯВА И

Н а т а л к а (выходит из хаты с ведрами на коромысле; дойдя до реки, ставит ведра па берегу, ходит задумавшись, потом поет песню "Веют ветры, веют буйные...").

(...) Петр! Петр! Где ты теперь? Может, где скитаєшся в нужде и горе, и проклинаешь свою судьбу; проклинаешь Наташу, что через нее утеряв пристанище; а может (плачет), забыл, что я живу на свете. Ты был бедным, любил меня и за то пострадал и должен был меня оставить; я тебя любила и теперь люблю. Мы теперь уровня с тобой; и я стала такая бедная, как и ты. Вернись к моему сердцу! Пусть глянут глаза мои на тебя еще раз и навеки закроются...

ЯВА II

Н а т а л к а и в о с н ы й

В о с н ы й (идя мимо Наташу, подходит к ней). Благоденственного и мирного пребиванія! (Набок). Удобная оказия предстала зділати о себе предложеніє в одиночестве.

Н а т а л к а (кланяется). Здоровы были, сударь, господин пристав!

В о с н ы й. "Сударь"! "Сударь"! Я хотел бы, чтобы ты звала меня - это-то как его - не вишепом'янутим имярек.

Н а т а л к а. Я вас зову так, как все село наше величает, уважая ваше писательство и ум.

В о с н ы й. Не о сем, галочка, - это-то как его - хлопочу я, но желаю с медовых уст твоих слишати умилительноє название, сообразноє моем чувствію. Послушай:

 

Вот юных лет не знал я любви,

Не ощущал возженія в крови,

Как вдруг предстал Наташи вид ясный,

Как райский крин, душистий, прекрасный (...)

 

Не в состоянії поставит на вид тебе силы любви моей. Когда бы я іміл - это-то как его - столько языков, сколько артикулов в Уставе или сколько зап'ятих в Магдебурзьком правы, то и сих не довлело бы на восхваленіє ліпоти твоєй! Эй-эй, люблю тебя до бесконечности.

Н а т а л к а. Бог с вами, сударь! Что вы говорите? Я ричи вашєй в толк себе не возьму.

В о с н ы й. Лукавиш - это-то как его - моя галочка! и хорошо все понимаешь. Ну, когда так, я тебе вкратце скажу: я тебя люблю и жениться на тебе хочу.

Н а т а л к а. Грех вам над бедной девушкой издеваться! Или я вам уровня? Вы господин, а я сирота; вы богатый, а я бедная; вы возный, а я простого рода; да и по всему я вам не под пару.

В о с н ы й. Ізложенниї в отвітних річах твоих резоны суть - это-то как его - для любви ничтожні. Уязвленное частореченною любовію сердце, по всем божеским и чоловічеським законам, не взираєть ни на породу, ни на лета, ни на состояніє. Оная любовь все - это-то как его - ровняєть. Лишь одно слово: "Люблю вас, господин пристав!" - и аз, вишеупом'янутий, выполню присягу в вірном и вічном союзе с тобой.

Н а т а л к а. У нас есть пословиця: "Знайся конь с конем, а вол с волом"; ищите себе, сударь, в огороде барышни; там немного есть суддівен, писарівен и хороших попівен? Выбирайте Любую... Вот пойдите лишь в воскресенье или в праздник по Полтаве, то увидите таких красивых, что и рассказать не можно.

В о с н ы й. Я видел многих - и ліпообразних, и богатых, но сердце мое не имиеть - это-то как его - к ним поползновенія. Ты одна заложили ему иск на вічнії годы, и душа моя єжечасно волаєть тебя и последо нишпорной даже часа.

Н а т а л к а. Воля ваша, сударь, а вы так с письменная говорите, что я того и не пойму; да и не верю, чтобы так быстро залюбитись можно.

В о с н ы й. Не веришь? Так знай же, что я тебя давно уже - это-то как его - полюбил, как только вы перешли жить в наше село. (...)

 

Наталья поет песню "Видно пути полтавськії и славную Полтаву..." о том, чтобы богатый мужчина не "вводил в славу" простой девушки.

 

Музыка начинает играть прелюдию. Возный рассуждает себе на уме,

и смешные мины перебегают на его лице. Наташа задумывается.

ЯВА III

Наталья и возный. Затем выборный появляется на улице, идет и поет.

 

Наташа взяла свои ведра и пошла домой.

Выборный подошел к приставу.

 

В о с н ы й. Или се - это-то как его новая песня, господин выборный?

В ы б о р н ы й (кланяется). И се, государь, не песня, а ерунда. Я пою иногда, что в голову лезет, - извините, будьте добры, я не заметил вас.

В о с н ы й. Ничего, ничего. Откуда это так? Или из гостей уходите - это-то как его?..

В ы б о р н ы й. Я иду из дома. Випроводжав гостя: ко мне заезжал заседатель наш, господин Уховертка; так уж, знаете, не без того, - выпили по одной, по второй, по третьей, холодцом и колбасой закусили, и вишневки из кварту укутали, и, как говорится, и подкрепились.

В о с н ы й. Не розказовав же господин Уховертка какой новости?

В ы б о р н ы й. Где то не розказовав! Жаловався очень, что всему земству прервалась теперь нить, да так, что не только заседателям, но самому комиссару уже не то, как давно было... Такая, говорит, незадача, что сразу накладно служить. Потому, говорит, что первое ерундой доставалось, то теперь или выпросить надо, или купить.

В о с н ы й. Ох! правда правда, очень и в повітовом суде, и во всех присутственных городах униніє воспослідовало; малійшая проволочка или прижимочка просителю, как водилось первых, начинается за уголовноє преступленіє, а взяточок, сиречь - винужденний подарочок, весьма-очень іскусно в істця или отвітчика надо выклянчить. И что говорит! Теперь и при рекрутских наборах вовся не тот порядок ведется. Трудно становится жить на свете.

В ы б о р н ы й. Зато нам, простому народу, хорошо, когда старшина, богобоязненный и справедливая, не допуска грамотным пиявкам кровь из нас сосать... И куда вы, сударь, наладились?

В о с н ы й. Я наміревал - это-то как его - посітити нашу вдовствующую дякониху, но, увидев Наташу (вздыхает), остановился поболтать с ней.

В ы б о р н ы й (лукаво). Наталку? А где же (оглядывается) она?

В о с н ы й. Может, пошла домой.

В ы б о р н ы й. Золото - не девка! Наградил Бог Терпилиху дочерью. Кромі того, что красивая, умная, проворная и ко всякому делу остроумная, - какое у нее доброе сердце, как она уважает мать свою уважает всех старших себя; которая трудящийся, которая рукодельница; себя и свою мать на свете держит.

В о с н ы й. Нечего сказать - это-то как его - хорошая, хорошая, и уже в таком возрасте...

В ы б о р н ы й. Да и давно бы пора, так что же? Сирота, да еще и бедная. Никто и не спешит. (...)

 

Выборный рассказывает возному о том, что до Наташи много кто ухаживал, но она никому не дает согласия.

 

В ы б о р н ы й. Так почему же вы не поженитесь? Уже, кажется, пора. Разве в монахи постричься хотите? Или еще, может, суженная на глаза не нависла? Разве хотите, чтобы вам на свадьбе эту песню пели? Вот слушайте (поет):

Ой под вишней, под черешней,

Стоял старый с молодой, как с ягодой. (2)

 

И просилась, и молилась:

"Пусти меня, старый дед, на улицу погулять!" (2)

 

"Ой я и сам не пойду, и тебя не пущу;

Хочешь меня, старика, и покинуть. (2)

 

Он не бросай меня, моя голубочко,

Куплю тебе домик, и еще сіножатку,

И ставок, и млынок, и вишневый садик". (2)

 

"Ой не хочу хатки, ни сіножатки,

Ни ставка, ни мельницы, ни вишневого садика. (2)

 

Ой ты, старый дідуга, и зогнувся, как дуга,

А я, молоденька, гулять раденька". (2)

 

В о с н ы й. Когда второй хлебавши поймают, то и мы остерегаємся. Наталка многим женихам преподнесла печеного кабака; глядя на сеет, и я себе на уме.

В ы б о р н ы й. А вам что до Наташи? Будто все девки на нее похожи? Не только света, что в окне: сего чуда полно на свете. И до такого господина, как вы, в другой вплоть жижка задрижить!

В о с н ы й (набок). Признаюсь ему в моей любви к Наташе. Послушай, господин выборный! Нигде - это-то как его - правды девать, я люблю Наташу всею душой, всею мыслию и всем сердцем моим; не могу без нее жить, так ее образ - это-то как его - за мной и следит. Как ты думаешь? Как совітуєш в таковом моєм припадці?

В ы б о р н ы й. А что тут долго думать? Сватов посылать за полотенцами, и конец. Старая Терпилиха не зсунулась еще с ума, чтобы вам одказати.

В о с н ы й. Ох, ох, ох!.. Старая не страшна, так молодая кирпу гнет! Я уже ей говорил, как говорится, наугад свеклы - это-то как его - так где! Ни приступа!

В ы б о р н ы й. Что же она говорит? Чем отговаривается и что говорит?

В о с н ы й. Она ізлагаєть нерезоннії - это-то как его причины; она приводит в довод знакомство вол с волом, лошадь с лошадью; нарицаєть себя сиротой, а меня господином; себя бедной, а меня богатым; себя простоя - это-то как его, а меня возним; и рішительний приговор поступила - что я ей, а она мне не ровня - тее-то как его.

В ы б о р н ы й. А вы ей что?

В о с н ы й. Я ей пояснил, что любовь все равняєть.

В ы б о р н ы й. А она вам что?

В о с н ы й. Что для меня благопристойніє барышня, чем простая крестьянка.

В ы б о р н ы й. А вы ей что?

В о с н ы й. Что она - это-то как его - одна моя госпожа.

В ы б о р н ы й. А она вам что?

В о с н ы й. Что она не верит, чтобы так очень - тее-то как его можно полюбить.

В ы б о р н ы й. А вы ей что?

В о с н ы й. Что я ее давно люблю.

В ы б о р н ы й. А она вам что?

В о с н ы й. Чтобы я одв'язався от нее.

В ы б о р н ы й. А вы ей что?

В о с н ы й (сердито). Что? Ничего!.. Тебя черт принес - это-то как его - Наташа убежала, а я с тобой остался.

В ы б о р н ы й. Ой вы грамотные! Вверх деретеся, а под носом ничего не видите: Наталья обманывала вас, когда говорила, что вы ей не ровня. У нее не то на сердце...

В о с н ы й. Не то? А что же бы такое?

В ы б о р н ы й. Уже не что, второго любит; вы, может, слыхали, как они еще жили в Полтаве и покойный Терпило жил был, то принял было к себе какого-то сироту Петра за иждивенца. Парень вырос славный, хороший, добрый, проворний и трудолюбивый; он от Наташи старше был года на три или четыре; с ней вигодовавсь и вырос вместе. Терпило и Терпилиха любили своего питомца, как родного сына, и было за что! Наталья любилась с Петром, как брат с сестрой. Но Терпило, понадеявшись на свое богатство, начал знакомиться не с ровней: начал, ишь, заводить пиры с повитчиками, с канцеляристами, купцами и цехмейстеры - пил, гулял и шахровав деньги; покинул свой промы и мало-помалу расточил свое добро, распился, начал кричать за Наталку на доброго Петра и выгнал его из своего дома; после этого, как не стало и посліднього сего рабочего, Терпило совсем ізвівся; в бедности умер и без куска хлеба оставил женщину и дочь.

В о с н ы й. Каким же макаром - это-то как его - Терпилиха с дочерью оказались в нашем селе?

В ы б о р н ы й. У Терпила в огороде на Мазурівці был двор - красивый, с рубленой домом, амбаром, погребом и садом. Терпилиха по смерти своего старого все то продала, перешла в наше село, купила себе домик и теперь живет, как вы знаете.

В о с н ы й. А вишереченний Петр где - то-то как его - обретается?

В ы б о р н ы й. Бог же его знает. Как ушел со двора, то как в воду упал, и слухи нет. Наталка без души его любит, через его всем женихам отвечает, да и Терпилиха без слез Петра не вспоминает.

В о с н ы й. Наталья неблагоразумна: любит такого мужчину, которого - это-то как его - можеть бить и кости сгнили. Лучше синица в руке, как журавль в небе.

В ы б о р н ы й. Или, как тот грек мол: "Лучше живой хорунжий, как мертвый сотник". А я все-таки думаю, если бы добрый человек нашелся, то бы Наталья вышла замуж, потому что убожество их такое большое, что невмоготу становится. (...)

 

Возный просит выборного помочь ему в "сердечном деле". Тот соглашается.

 

ЯВА IV

Хата Терпилихи. Мать прядет, а дочь шьет. (...)

 

Наталья и иметь рассуждают о своем безталанне жизни. Терпилиха говорит дочери, что как отец не дал Наташе перед смертью благословения на брак с Петром, так и она не даст. Наташа бросается к матери и просит не губить ее.

ЯВА V

 

Н а т а л к а (сама). Трудно, мама, выбросят Петра из головы, а еще труднее из сердца. Но что делает!.. Дала слово за первого выйти замуж для покоя матери надо все перенести. Скреплю сердце свое, перестану расстраиваться, осушу слезы свои и буду веселая. Женихи, которым я ответила, второй раз не привяжутся; возному так отрезала, что должен отцепиться; больше, кажется, нет на примете. А там... ох!.. Сердце мое чего-то щемит... (Услышав, что кто-то приближается к двери, берется за работы). (...)

 

ЯВА VI

 

Вечером к Терпилихи приходит выборный и говорит ей, что он имеет на примете богатого и почтенного мужчину, который полюбил Наташу. Терпилиха обрадовалась этому и вместе с выборным начинает уговаривать девушку выйти замуж за возного. Выборный говорит неуступчивой Наташе, и презирает родную мать, которая желает своей дочери лучшей жизни. На эти слова Наташа обещает все сделать ради спокойствия и благополучие матери. Довольный выполненной миссией Макогоненко скорей идет порадовать Тетерваковского.

ЯВА VII

Оставшись в одиночестве в доме, Наталка в муках размышляет о своем будущем, все ее мысли несутся до любимого Петра. Она поет песню "Приди, милый, посмотри...".

 

Действие второе

И сама улица к реке в селе над Ворсклой.

ЯВА И

М и к о л а (сам). Один живу на свете, как былинка в поле; сирота - без рода, без племени, без таланта и без приюта. Что делает - и сам не знаю. Был в огороде, искал города, но везде опізнився. (Думает). Одважусь в ад на три дни! Пойду на Тамань, пристану к черноморцев. Хоть из меня и невзрачный козак будет, но есть же и негідніші от меня. Люблю я казаков за их обычай! Они, когда не пьют, то людей бьют, а все не гуляют. - Спою только песню их, что меня старый запорожец Сторчогляд изучил. (...)

 

Николай поет песню "гомон, Гомон по дубраве...".

 

Так и я с черноморцами буду тюрю кушать, водку пить, трубку курить и черкес бить. Только там нужно утаить, что я грамотный: у них, говорят, с умом не надо висоватись; и се небольшая штука. И дураком не трудно притвориться.

ЯВА II

Петр выходит; он не видит Николая, поет: (...)

М и к о л а (в сторону). Это не из нашего села и вовся мне незнакомий.

П е т р а (тихо). Какое это село? Оно мне не в приміту.

М и к о л а (подходит к Петру). Здоров, пане-брате! Ты, кажется, не здешний.

П е т р о. Нет, пане-брате.

М и к о л а. Откуда же ты?

П е т р о. Я?.. (Улыбается). Не знаю, как бы тебе сказать - откуда хочешь...

М и к о л а. И уже ты не забыл хоть того города, где родился?

П е т р о. О, явно, не забыл, потому и вовся не знаю.

М и к о л а. И что же ты за человек?

П е т р о. Как видишь: бурлака на свете; шатаюсь от села до села, а теперь иду в Полтаву.

М и к о л а. Может, у тебя родственники есть в Полтаве или знакомые?

П е т р о. Нет у меня ни родственников, ни знакомых. Которые будут знакомые или родственники в сироты?

М и к о л а. Так ты, вижу, такой, как и я - безприютний.

П е т р о. Нет у меня ни кола, ни двора: весь здесь.

М и к о л а. О, братец! (Берет Петра за руку). Знаю я хорошо, как тяжело быть сиротой и не иметь городка, где главу приклонити.

П е т р о. Твоя Правда, брат; но я, благодареніє Богу, до сего времени прожил так на свете, что никто ничем меня не поразит. Не знаю, моя одинакова судьба с тобой, или от того, что и ты честный парень, сердце мое к тебе склоняється, как к родного брата. Будь моим приятелем...

 

ЯВА III

Возный и выборный выходят из дома Терпилихи. У возного рука связана шелковым платком; у выборного через плечо старостинский полотенце.

Николай и Петр одходять набок.

Возный с довольным лицом ходит.

 

В ы б о р н ы й (становится на дверях и громко говорит в дом). И ну, Борис, иди с нами! Мне до тебя дело есть.

Т е р п и л ы х а. Дайте ему покой, господин выборный! Пусть немного прочумається.

В ы б о р н ы й. И на улице быстрее проветрится.

Т е р п и л ы х а. В доме лучше: здесь никто не увидит и не осудит.

В ы б ор н ы й. За все главы! (Одходить от двери). Не стыдно, хоть на сватанье и через край дернул окаянной варенухи. (Увидел Николая). Здоров, Коля! Что ты здесь делаешь? Давно вернулся из города?

В о с н ы й. Не обретается ли в огороде новинок каких курьезных?

В ы б о р н ы й. Ведь ты был на базаре, - что там слышно?

М и к о л а. Не слышал, пожалуй, ничего. И в огороде теперь не до новостей; там так старые дома ломают и улици застроюють новыми домами, и клироса красят, и какие-то пешеходы делают, чтобы в грязь хорошо, ишь, ходить было пешком, что аж смотреть мило.

(...) Да уже и огород будет, словно мак цветет! Если бы покойні шведы, которые погибли во Полтавой, восставали, то бы теперь не узнали Полтавы!

В о с н ы й. По крайней мере - это-то как его - не слышно ли чего об обидах, спорах и грабежах и - это-то как его - о жалобах и позвах?

В ы б о р н ы й. Да что его спрашивать: он по огороду ворон ловил и гляделки продавал... (К Николаю). Почему ты, болван, не кланяєшся господину возному и не поздоровиш его? Ведь видишь - он заручился.

М и к о л а. Поздравляю вас, сударь... А с кем же Бог привел?

В о с н ы й. С лучшей из всего села и всех прикосновенних окрестностей девицей.

В ы б о р н ы й. Не скажем, пусть тянет! (Одходить). А это что за парень?

М и к о л а. Се мой знакомый: уходит из Коломака в Полтаву на заработок.

В о с н ы й. Разве-разві - это-то как его - из Коломака через наше село дорога в огород?

П е т р о. Я нарочно пришел сюда с ним увидеться.

Выборный и возный выходят.

ЯВА IV

Петр и Николай

П е т р о. Это старший в вашем селе?

М и к о л а. Какой черт, он живет только здесь; видишь, возный - так и хорохорится, что помазався господином. Юриста упорный и хапун такой, что с родного отца слупит!

П е т р о. А то, второй?

М и к о л а. То выборный Макогоненко; человечек и добрый был бы, да беда - хитрый, как лиса, и на все стороны мотается; где не посей, там и уродится, и уже где и черт не сможет, то пошли Макогоненко, сейчас докажет.

П е т р о. Так он штука! Кого же они висватали?

М и к о л а. Я догадуюсь; здесь живет одна бедная вдова с дочерью, то, пожалуй, на Наташе возный посватался, потому что до нее много женихов залицялись.

П е т р о (в сторону). На Наташе!.. (Успокоившись). Но Наталья не одна на свете. (К Николаю). Так, видно, Наталка - богатая, хорошая и умная?

М и к о л а. Правда, хорошая и умная, а к тому и добра; только не богата. Они недавно здесь поселились и очень бедно живут. Я дальний их родственник и знаю их бедное проживания.

П е т р о. Где же они жили первое?

М и к о л а. В Полтаве.

П е т р о (ужасается). В Полтаве!..

М и к о л а. Чего же ты не своим голосом крикнул?

П е т р о. Николай, братишка мой родной! Скажи по правде; давно уже Наташа с матерью здесь живут и как они прозиваються?

М и к о л а. Как тут они живут... (Говорит, розтягаючи, словно себе на уме высчитывает время). Четвертый уже час. Они оставили Полтаву сейчас по смерти Натальиного отца.

П е т р о (вскрикнул). Так он умер!

М и к о л а. Что с тобой делается?

П е т р о. Ничего, ничего... Скажи, пожалуйста, как они прозиваються?

М и к о л а. Старая прозивається Терпилиха Аграфена, а дочь - Наталья.

Петр всплескивает руками, закрывает ими лицо, склоняет голову, стоит нерушимо.

М и к о л а. (бьет себя по лбу и делает знак, как будто что-то одгадав). Я не знаю, кто ты и теперь не спрашиваю, только послушай:

 

Николай поет песню "Ветер веет горой...".

 

А что, может, не одгадав? (Обнимает Петра).

П е т р о. Да, угадал!.. Я - тот несчастный Петр, которому Наталья припівала сю песню, которого она любила и обещала до смерти не забыть, а теперь...

М и к о л а. Что же теперь? Еще мы ничего не знаем, может, и не ее засватали.

П е т р о. Но сердце мое замирает, остерегается для себя большого горя. Братец Николай, ты говорил мне, что ты их родственник, нельзя тебе довідаться о сватовстве Наташи? Пусть буду знать свою судьбу.

М и к о л а. Почему же нельзя? Если хочешь, я сейчас пойду и все испытаю. И скажи мне ли говорить Наташе, что ты здесь?

П е т р о. Когда она свободна, то скажи за меня, а когда помолвлена, то лучше не говори. Пусть один я буду горевать и сохнуть с печали. Зачем ей вспоминать об тим, которого так легко забыла!

М и к о л а. Берегись, Петр, сетовать на Наташу. Сколько я знаю ее, то она не от того идет за возного, что тебя забыла. Подожди меня здесь. (Идет к Терпилихи).

 

ЯВА V

 

П е т р о (сам). Четыре года уже, как разлучили меня с Наташей. Я бедный был тогда и любил Наташу без всякой надежди. Теперь, нажив кровавым потом копейку, спешил, чтобы богатом Терпилові показаться годным его дочери; но вместо богатого отца нашел мать и дочь в бедности и без помощи. Все, кажется, близило меня к счастью; но, как на то, надо же опізнитись одним днем, чтобы горевать во всю жизнь! Кого обездоленность нападет, потому нет ни в чем удачи. Правду в той песне сказано, что соседу все удается, все его любят, все его липнут, а втором все как одрізано.

 

Петр исполняет песню "У соседа хата белая..." о том, что у соседа хорошо жизнь (и дом, и женщина), все его любят, а он, бесталанный, напрасно жизнь проживает (...).

ЯВА VI

Петр и выборный

В ы б о р н ы й (вышел тем временем на улицу, слушал-слушал, а тогда подходит до Петра). Ты, боже, и певца добрый. (...)

Выборный общается с Петром.

ЯВА VII

В в с н и й (подходит к выборного). Что ты здесь, мой староста, - это-то как его - розглагольствуєш с пришельцем?

В ы б о р н ы й.Та здесь чудо, сударь; этот парняга был в театре и видел комедию и начал было мне розказовати, какая она, и вы перебили.

В о с н ы й. Комедия, сиречь лицедейство. (До Петра). Продолжай, вашець...

П е т р о. На комедии одни выходят, - поговорят, поговорят и уйдут; вторые выйдут, - то же делают; порой под музыку поют, смеются, плачут, ругаются, дерутся, стреляются, колются и умирают (...)

 

Петр подробнее рассказывает о театре.

 

ЯВА VIII

П е т р о (сам). Горько мне слушать, что Терпилиху зоветь второй, а не я, тещей. Так Наташа не моя? Наташа, которую я любил больше всего на свете; для которои одважовав жизнь свою на все беды, для которои стонал под тяжелой работой, для которои скитался на чужбине и заробленую копейку сбивал вместе, чтобы розбагатіть и назвать Наташу своей вечно! И когда сам Бог благословил мои труды, Наташа тогда достается втором! О злая судьба моя! Почему ты не такая, как в вторых? (...)

 

Петр поет песню "шел казак с Дона..." о казаке, который, возвращаясь с Дона, проклинает свою тяжелую судьбу.

 

ЯВА IX

Петр и Николай

П е т р о. А что, Николай! какая молва?

М и к о л а. Не успел ничего спросить. Бес принес приставу с выборным. И тебе бы надо притаїтись где-нибудь. Наташа обещала на время сюда выйти.

П е т р о. Как я удержусь не показаться, когда увижу свою милую?

М и ко л а. Я кликну тебя, когда надо будет.

Петр скрывается.

 

Николай и Наталья

Н а т а л к а (быстро получается). Что ты хотел сказать мне, Николай? Говори быстрее, потому что за мной сейчас совпадают.

М и к о л а. Ничего. Я хотел спросить у тебя, или ты действительно посватана за возного?

Н а т а л к а (грустно). Посватана... Что же делает, нельзя больше сопротивлятися матери. Я и так сколько одвилювалася и всякий раз убивала ее своим одказом.

М и к о л а. Ну, что же? Возный - не взял его враг - завидный жених. Не бойся, полюбится, а может, и полюбивсь уже?

Н а т а л к а (укоризненно). Николай, Николай! Не грех тебе теперь надо мной смеяться! Можно ли мне полюбить возного или кого второго, когда я люблю одного Петра. О, если бы ты знал его, пожалел бы и меня, и его.

М и к о л а. Петра?..

Н а т а л к а (плачет). Что ты мне вспомнил! Ты роздираєш мое сердце.

О, я бедная! (Молчит, потом показывает на реку). Видишь Ворскло?.. Или там, или ни за кем.

М и к о л а (показывает в ту сторону, где Петр спрятался). Видишь ту сторону? Следовательно, и в Ворскле не будешь, и перестанешь расстраиваться.

Н а т а л к а. Ты, мне кажется, побывав долго в огороде, остолбенел и совсем не тем стал, что был.

М и к о л а. Если хочешь, то я так сделаю, что и ты и не будешь, что теперь.

Н а т а л к а. Ты черт знаєть что болтаешь, пойду лучше домой. (Уходит).

М и к о л а (не пускает и). Пожди, одно слово выслушай и одв'яжись ед меня.

Н а т а л к а. Говори же - что такое?

М и к о л а. Хочешь видеть Петра?

Н а т а л к а. Что ты? Перехрестись! Где бы он взялся?

М и к о л а. Он здесь, и боится показаться тебе, потому что ты посватана за возного.

Н а т а л к а. Чего же ему бояться? Нам не грех повидаться, я еще не венчана... И ты обманываешь!..

М и к о л а. Не обманываю, - присматривайся! Петр, явись!

Н а т а л к а (увидела Петра, вскрикнула). Петр!

П е т р о. Наталка! (Обнимаются).

 

Побродив, мой Петрусь

Ко мне опять приходит.

Ой беда, не Петрусь,

Лицо белое, черный ус.

 

Николай (поет).

 

Наталья обещает Петру быть верна ему навеки.

 

Н а т а л к а. (...) Дай же мне свою руку! (Взяв в руки). Будь же бодрим и мне верен, а я навек твоя.

М и к о л а. Ай Наташа! Ай Полтавка! Вот девушка, что и на краю пропасти не только не вздрогнула, но и второго піддержує! (К Наташе). За это спою тебе песню про Ворсклу, чтобы ты не важилась его прославлять собой: оно и без тебя славное. (...)

 

Николай поет песню "Ворскло речка небольшая..." о битве со шведами за Полтаву.

 

П е т р о. Итак, идут...

М и к о л а. Крепись, Петр, и ты, Наташа!.. Наступает облако, и будет большой гром.

ЯВА XI

Выходят возный, выборный и Терпилиха.

 

В ы б о р н ы й. Что вы здесь так долго роздабарюєте?

В о с н ы й. О чем вы - это-то как его - беседуете?

Т е р п и л и х а (увидев Петра). Ой, мне беда!

Н а т а л к а. Чего вы лякаєтесь, мама? Это Петр.

Т е р п и л ы х а. Свят, Свят, Свят! Откуда он взялся? Это призрак!

П е т р о. Нет, это не призрак, а это я - Петр, и телом, и душой.

В о с н ы й (к выборного). Что это за Петр?

В ы б о р н ы й. Это, пожалуй, то, что я вам говорил, Наташин любезний, проходимец, ланець.

В о с н ы й (до Петра). Так ты, вашець, Петр? Нельзя ли - это-то как его - убиратись своей дорогой, ибо ты, кажется, видится, кажется, кажется, между нами лишний.

Н а т а л к а. Почем же он лишний?

Т е р п и л ы х а. И известно - лишний, когда не во время пришел дома холодить.

П е т р о. Я вам ни в чем не помішаю, кончайте с Богом то, что начали.

Н а т а л к а. Не так то легко можно окончити то, что они начали.

В о с н ы й. А по какой бы то такой резонной причине?

Н а т а л к а. А по такой причине: когда Петр мой возвратился, то я не ваша, сударь.

В о с н ы й. Однако же, вашеці проше, вы подавали полотенца, сиречь - тее-то как его - ты вступила в брак со мною.

Н а т а л к а. Далеко еще до того, чтобы я с вами вышла замуж! Полотенца ничего не значат.

В о с н ы й (к Терпилихи). Не прогнівайся, старая. Дочь твоя - это - то как его - нарушаєть узаконенний порядок. А понеже полотенца и шовковая платок суть доказательства добровольного и непринужденного ея согласия быть моей сожительницею, то в таковом припадкі станете пред суд, заплатите пеню и посидите на башне.

В ы б о р н ы й. О, да! Так! Сейчас до волостного правления и в колоду.

Т е р п и л ы х а. Батюшки мои, умилосердітесь! Я не одступаю от своего слова. Что хотите, ходите прямо с Петром, а Наташу, про меня, зв'яжіте и к венцу ведіте.

Н а т а л к а. Не раз докажут они сего. Петр ничего не виноват, а я сама не хочу за господина возного до сего силой никто меня не принудить. И если на то идет, так знайте, что я вечно одрікаюсь от Петра и по возним никогда не буду.

М и к о л а. Что теперь скажут?

В ы б о р н ы й. Вот вам и Полтавка! Люблю за обычай!

Т е р п и л ы х а. Выслушайте меня, мои ріднії! Дочь моя до сего времени не была такой упрямою и смелой; а как пришел этот (показывает на Петра) пострел, проходимец, то и Наташа обезуміла и сделалась такой, как видите. Когда вы не випровадите відсіль сего голодранца, то я не ручаюсь, чтобы она и меня послушала.

В о с н ы й и в ы б о р н ы й (вместе). Вон, розбишако, из нашего села сейчас... И чтобы твой и дух не пах! А когда волей не пойдешь, то туда запровторимо, где козам рога правят.

Т е р п и л ы х а. Зслизни, маро!

П е т р о. Утихомиртесь на время и выслушайте меня: что мы любились с Наташей, о то и Богу, и людям ізвісно: но чтобы я Наташу одговорював идти замуж за господина возного, учил дочь не слушать матери и поселял несогласіє в семье - пусть меня Бог накажет! Наташа, покорись своей судьбе, послушай матери, полюби господина возного и забудь меня навеки!

 

(Одвертається и утирает слезы. Все проявляют сочувствие к Петру, даже возный).

 

Т е р п и л и х а (набок). Добрый Петр! Сердце мое против воли за его вступается!

 

Наташа плачет, возный задумывается.

 

В ы б о р н ы й. Что не говори,а мне жаль его.

М и к о л а. На чем то все это отразится?

В о с н ы й (до Петра). Ты, вашець, - это-то как его - куда теперь помандруєш?

П е т р о. Я шел в Полтаву, но теперь пойду так, чтобы никогда сюда не возвращаться... Еще пару слов скажу Наташе. Наташа! Я из-за тебя оставил Полтаву и для тебя в дальних сторонах трудился четыре года; мы с тобой выросли и згодовалися вкупе в твоей матери, никто не воспретить мне почитать тебя своей сестрой. Что я нажил - все твое: на, возьми! (Вынимает из-за пазухи завернутые в лубки деньги). Чтобы господин возный никогда не попрекнув тебя, что взял бедную и на тебя іздержався. Прощай! Чти мать нашу, люби своего суженого, а за меня одправ панихиду.

Н а т а л к а. Петр! Несчастье мое не такое, чтобы деньгами можно от его одкупитися: оно здесь! (Показывает на сердце). Не надо мне твоих денег. Они мне не помогут. Но бедой нашей не порадуются враги наши... И моей жизни конец недалеко... (Склоняется на плечо Петру).

Т е р п и л и х а (подбегает и обнимает Петра). Петр!

Н а т а л к а (обнимая Петра). Мама! Кого мы теряемо!

М и к о л а (к выборного). А тебе как кажется?

В ы б о р н ы й. Такого человека, как Петр, я сроду не видел!

В о с н ы й (выходит вперед). Размишлял я предовольно и нашел, что великодушный уступок те и другие страсти в нас пересиливаєть. Я - возный и признаюсь, что от рождения моєго расположен к добрым делам; но, по недосужностію по должности и за другими хлопотами, доселі ни одного не зділал. Уступок Петра, толіко усердний и без примісу ухищренія, подвигаєть меня на нижеслідующеє... (К Терпилихи). Ветхая деньми! благословиш ли на благое дело?

Т е р п и л ы х а. Воля ваша, сударь! Что не сделаете, все будет хороше: вы у нас г-н письменный.

В о с н ы й. Добрый Петр и бойкая Наташа! Приступіте до меня! (Берет их за руки, подводит к матери). Благослови детей своих счастьем и здоровьем. Я одказуюсь вот Наташи и уступаю Петру во вічноє и потомственноє владініє с тем, чтобы сделал ее благополучной. (К зрителям). Поєліку же я - возный, то по привилегии, Уставом наданой мне, повелеваю всем: «Где два дерутся - третий не мішайсь!» и твердо пам'ятовать, что насильно мил не будешь.

П е т р о и Н а т а л к а (обнимают мать). Мать наша рідная, благослови нас!

Т е р п и л ы х а. Бог з'єдиняєть вас чудом, пусть вас и благословит своей благостію...

М и к о л а. Вот такові-то ваши полтавчане! Когда дело пойдет, чтобы добро сделать, то один перед вторым хватаються.

В ы б о р н ы й. Наталка - полтавка, Петр - полтавец, да и возный, кажется, не со второй губернии.

П е т р о. Наташа! Теперь мы никогда не расстанемся. Бог нам помог перенести беды и напасти, он поможет нам верной любовію и порядочною жизнію быть к примеру для вторых и заслужит прозвище добрых полтавчан. Спой же, когда не забыла, свою песню, что я больше всего люблю.

Н а т а л к а. Когда кого любишь, то ничего не забудешь. (Целует Петра и поет).

 

Ой я девушка Полтавка,

А зовут меня Наташа:

Дівка проста, не красива,

С добрым серцем, не спесива.

У меня ребята вьются

И меня часто бьются,

Но я люблю Петра очень,

А до других мне безразлично (...)

 

Завеса

 

1 Возный - чиновник в уездных судах на Украине в конце XVIII - начале XIX вв.