Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХРЕСТОМАТИЯ
для 9 класса

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО (1778-1843)

 

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко родился на хуторе Основа вблизи Харькова в семьи знатных помещиков-дворян. Получил домашнее образование, окончил Курязьку монастырскую школу. По желанию отца его записали на военную службу в конный полк, однако Григория не привлекала военная карьера. Был директором Харьковского театра, предводителем дворянства Харьковского уезда, членом "Общества" при Харьковском университете, уездным совестливым судьей.

Умер в г. Харькове, похоронен на Холодной Горе.

Писательскую деятельность Г. Квитка-Основьяненко начал произведениями на русском языке. Особое славу ему принесли прозаические произведения, написанные на украинском языке и изданы в Москве в 1834 г. под заголовком "Малороссийские повести, рассказываемые Грицьком Основьяненком".

По 25 лет творческой работы он написал на русском и украинском языках почти 80 произведений различных жанров: фельетоны, письма, комедии ("Дворянские выборы", "Шельменко, волостной писарь", "Шельменко-денщик", "Сватанье на Гончаровке"), рассказы, романы ("Господин Халявский"), украиноязычные прозаические произведения ("Салдацький патрет" "Мертвецкая Пасха", "Конотопская ведьма", "Пархімове завтрак", "Покупаемый разум", "Маруся", "Искренняя любовь", "Несчастная Оксана"), исторически-художественные очерки, литературно-публицистические статьи.

Появление произведений на украинском языке была обусловлена необходимостью, жизнью народа, развитием национальной культуры, когда происходили острые споры о праве на существование украинского языка и литературы.

"Маруся" - первая украиноязычная социально-бытовая сентиментально-реалистичная повесть новой украинской литературы. Основа сюжета повести - чистое, верное, вместе с тем несчастная любовь молодой девушки Маруси, дочери зажиточных крестьян, и бедного городского ремесленника-рекрута Василия, которого ждет двадцатипятилетняя солдатская служба. Главные персонажи произведения - олицетворение высоких морально-этических качеств простого человека. Автор наделяет своих героев идеальными положительными чертами: честность, послушание, уважение к родителям и добрых людей, трудолюбие, участливость к бедным, покорность и вера в Бога.

Эстетическим идеалом Г. Квитки-Основьяненко стал образ главной героини Маруси, в котором воплощены лучшие черты украинской девушки-крестьянки. Ее невероятная сказочная внешняя и внутренняя красота идеализирована и изображенная в народнопоетичному ключи.

Повесть насыщенная позасюжетними элементами: украинские народные обычаи, обряды - свадьба, похороны, сватовство с постоянным текстом, эмоциональными песнями, остроумными прибаутками. Мастерски изображены в традициях сентиментализма замечательные украинские пейзажи, пространные портретные характеристики, обучающие авторские отступления.

В бурлескно-юмористическом реалистическом стиле написана знаменитая повесть Г. Квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма" - произведение о жизни и быте украинского дворянства и казацкой старшины в конце XVIII в. во времена Великой Руины. В повести мастерски сочетаются реалистические картины жизни и быта военных руководителей и жителей Конотопа и фантастические картины, построенные на народных мифологических представлениях, верованиях украинцев, на использовании народной демонологии.

Сюжет скомпонованный на событиях из жизни сотни м. Конотопа, которую возглавляли "конотопский господин сотник" Микита Уласович Забрьоха и "сотенный конотопский писарь" Прокоп Ригорович Пистряк - главные герои произведения. В основе сюжета - сложные интриги с фантастическими эпизодами, с переплетением сюжетных линий, чего не наблюдается в других произведениях писателя на украинском языке, построенных по образцам народных анекдотов, преданий. Здесь Цветок использовал народную демонологію, поверья о ведьмах, гадания, заклинания, подавая их в гротескном, карикатурном изображении.

Бурлескные картины жизни казацкой старшины, гиперболизированные, карикатурные, гротескные портреты, ироничные диалоги, художественное сочетание реалистических и фантастических картин, богатая народная фразеология, экспрессивная лексика - все это составляет неповторимый мир героев повести и рассказчика Грицька Основьяненка.

 

* * *

"К этого малороссияне не имели ни одного произведения сугубо литературного, написанного прозой, своим родным языком... Хвала господину Грицькові, что первый так смело и так живописно ворвался на лихом коне в царство ныне всеми любимого повествовательного рода"

(И. Бодянский).

 

* * *

"... Есть такие люди на свете, что с нас смеются и говорят и пишут, будто с наших никто не выдаст, чтобы было, как они говорят, и обычное, и ніжненьке, и разумное, и полєзне, и что, стало быть, по-нашему, кроме брани и насмешки над дураком, более ничего нельзя написать. ...Чтобы доказать одному господину, который не верил, что малороссийском языке можно написать нежное, трогательное, я написал "Марусю". "

(Г. Квитка - Основьяненко).