НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
(1778-1843)
Григорий
Федорович Квитка-Основьяненко родился на хуторе Основа вблизи Харькова в
семьи знатных помещиков-дворян. Получил домашнее образование, окончил Курязьку
монастырскую школу. По желанию отца его записали на военную службу в
конный полк, однако Григория не привлекала военная карьера. Был директором
Харьковского театра, предводителем дворянства Харьковского уезда, членом
"Общества" при Харьковском университете, уездным совестливым
судьей.
Умер
в г. Харькове, похоронен на Холодной Горе.
Писательскую
деятельность Г. Квитка-Основьяненко начал произведениями на русском языке. Особое
славу ему принесли прозаические произведения, написанные на украинском языке и изданы в Москве
в 1834 г. под заголовком "Малороссийские повести, рассказываемые Грицьком
Основьяненком".
По
25 лет творческой работы он написал на русском и украинском языках почти 80
произведений различных жанров: фельетоны, письма, комедии ("Дворянские выборы",
"Шельменко, волостной писарь", "Шельменко-денщик",
"Сватанье на Гончаровке"), рассказы, романы ("Господин
Халявский"), украиноязычные прозаические произведения ("Салдацький патрет"
"Мертвецкая Пасха", "Конотопская ведьма",
"Пархімове завтрак", "Покупаемый разум",
"Маруся", "Искренняя любовь", "Несчастная Оксана"),
исторически-художественные очерки, литературно-публицистические статьи.
Появление
произведений на украинском языке была обусловлена необходимостью, жизнью народа, развитием
национальной культуры, когда происходили острые споры о праве на существование
украинского языка и литературы.
"Маруся"
- первая украиноязычная социально-бытовая сентиментально-реалистичная повесть
новой украинской литературы. Основа сюжета повести - чистое, верное, вместе с тем
несчастная любовь молодой девушки Маруси, дочери зажиточных крестьян, и бедного
городского ремесленника-рекрута Василия, которого ждет двадцатипятилетняя солдатская
служба. Главные персонажи произведения - олицетворение высоких морально-этических качеств
простого человека. Автор наделяет своих героев идеальными положительными чертами:
честность, послушание, уважение к родителям и добрых людей, трудолюбие,
участливость к бедным, покорность и вера в Бога.
Эстетическим
идеалом Г. Квитки-Основьяненко стал образ главной героини Маруси, в котором
воплощены лучшие черты украинской девушки-крестьянки. Ее невероятная сказочная
внешняя и внутренняя красота идеализирована и изображенная в народнопоетичному ключи.
Повесть
насыщенная позасюжетними элементами: украинские народные обычаи, обряды - свадьба,
похороны, сватовство с постоянным текстом, эмоциональными песнями, остроумными прибаутками.
Мастерски изображены в традициях сентиментализма замечательные украинские пейзажи,
пространные портретные характеристики, обучающие авторские отступления.
В
бурлескно-юмористическом реалистическом стиле написана знаменитая повесть Г.
Квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма" - произведение о жизни и быте
украинского дворянства и казацкой старшины в конце XVIII в. во времена Великой
Руины. В повести мастерски сочетаются реалистические картины жизни и быта
военных руководителей и жителей Конотопа и фантастические картины, построенные
на народных мифологических представлениях, верованиях украинцев, на использовании
народной демонологии.
Сюжет
скомпонованный на событиях из жизни сотни м. Конотопа, которую возглавляли
"конотопский господин сотник" Микита Уласович Забрьоха и "сотенный
конотопский писарь" Прокоп Ригорович Пистряк - главные герои произведения. В
основе сюжета - сложные интриги с фантастическими эпизодами, с переплетением
сюжетных линий, чего не наблюдается в других произведениях писателя на украинском
языке, построенных по образцам народных анекдотов, преданий. Здесь Цветок
использовал народную демонологію, поверья о ведьмах, гадания, заклинания,
подавая их в гротескном, карикатурном изображении.
Бурлескные
картины жизни казацкой старшины, гиперболизированные, карикатурные, гротескные
портреты, ироничные диалоги, художественное сочетание реалистических и фантастических
картин, богатая народная фразеология, экспрессивная лексика - все это составляет
неповторимый мир героев повести и рассказчика Грицька Основьяненка.
* * *
"К
этого малороссияне не имели ни одного произведения сугубо литературного, написанного прозой,
своим родным языком... Хвала господину Грицькові, что первый так смело и так
живописно ворвался на лихом коне в царство ныне всеми любимого повествовательного
рода"
(И. Бодянский).
* * *
"...
Есть такие люди на свете, что с нас смеются и говорят и пишут, будто с наших
никто не выдаст, чтобы было, как они говорят, и обычное, и ніжненьке, и разумное, и
полєзне, и что, стало быть, по-нашему, кроме брани и насмешки над дураком,
более ничего нельзя написать. ...Чтобы доказать одному господину, который не верил, что
малороссийском языке можно написать нежное, трогательное, я написал
"Марусю". "
(Г. Квитка - Основьяненко).