Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО (1838-1843 гг.)

«Гайдамаки»


«Гайдамаки» - вершина раннего творчества Т. Г. Шевченко. Эта поэма знаменует переходный период в творчестве Кобзаря: от маленьких лирических произведений до большого лиро-эпического полотна, в котором поэт по-новому осмысливает действительность.

Исторической основой поэмы является события народного восстания, вызванные ужасными социальными и национально-религиозными условиями. Польские И помещики относились к крепостным как к низшей расе, в некоторых районах барщина составляла 5-6 дней в неделю, к тому же крестьянин должен был платить налоги. Украинцы терпели не только Социальное унижение, а даже религиозное - запрещалась православная вера.

В мае 1768 г. 70 гайдамаков во главе с запорожцем Максимом Зализняком выступили с Мотронинского монастыря в густозаселенные районы Правобережья, подстрекая крестьян на восстание. За считанные недели восстание охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье. В начале июня 1768 г. повстанцы окружили город Умань - один из крупнейших центров польского панства в Украине. На сторону восставшего народа перешел уманский сотник Иван Гонта. Напуганный размахом Колиивщины («путей» - повстанец), российское правительство послал войско на помощь польской армии (войско повстанцев составляли более 30 гайдамацких отрядов) . Коварные действия российских офицеров, которые пригласили в гости предводителей восстания и арестовали их, привели к поражению восстания - лагерь повстанцев под Уманью был окружен русскими войсками.

Гонта и 800 его казаков россияне передали в руки польского правительства. После длительных пыток повстанцев уничтожили (Гонта пытали три дня, снимая лоскутами кожу, а затем четвертовали). Зализняка и других его сторонников было тавровано и сослан в Сибирь.

В поэме Шевченко предоставлена развернутая картина гайдамаков 1768 года на Правобережной Украине, к тому же тема освободительного движения имеет двойную перспективу: первая - священное действие, которое может служить примером национального сознания; вторая - неконтролируемая слепая разрушительная сила восставшего народа. С одной стороны, автор положительно относится к Колиивщине как карательной силы за воровства конфедератов, с другой - осуждает кровавую расправу гайдамаков, сравнивая ее с адом (Зализняк и Гонта «закурили люльки», но от них загорелись «и хата и дом»). Поэт стоит на позиции единения славянских народов, но с болью воспринимает забвения внуками исторического прошлого Украины.

Композиционно поэма «Гайдамаки» состоит из лирически-философского вступления-посвящения, исторического вступления («Интродукция») и десяти глав и эпилога. Важное значение имеют такие составные части произведения, как «Предисловие» (на самом деле - послесловие), шутливое обращение к подписчикам поэмы («Господа субскрибенти!») и Примечания, составленные самим Шевченко.

Лирически-философское вступление к поэме представляет собой авторские размышления над быстротечностью жизни, над бесконечными изменениями в природе и человеческой жизни. Поэт считает, что « все идет, все проходит...», но вечными остаются только вольнолюбивые стремления народа. Также он выразил свое отношение и к возможных нападок реакционной критики на его «Гайдамаков». Таким образом, во вступлении к поэме автор определил собственные идейно-эстетические позиции как певец целого народа и его представитель.

Основная часть поэмы начинается «Интродукцией», где автор дает оценку национальному, религиозному и классовому состояния тогдашнего Польского государства. «Интродукция» является своеобразной экспозицией сюжета поэмы. В произведении прослеживаются две сюжетные линии: первая, основная, - описание подготовки и хода восстания «Колиивщина»; вторая - история любви Яремы и Оксаны. Кульминационным моментом первой сюжетной линии есть раздел «Гонта в Умани», второй - «Красный пир».

Главный герой поэмы «Гайдамаки» - восставший народ. Опираясь на историческую правду, поэт показывает не только массовость гайдамацкого движения, но и социальную и национальную неоднородность повстанцев, ведь до борьбы стали не только богатые и бедные украинцы (простое казачество, старшина), но и люди других национальностей (молдаване и волохи). Недаром в песне Волоха содержится призыв к единению народов:

Ой валахи, волохи,

Вас осталось немного;

И вы, молдаване,

Теперь вы не господа;

Ваши хозяева -

Батраки татарам,

Турецким султанам.

В кандалах, в оковах

Нечего же, не печальтесь;

Хорошо помолитесь,

Братайтеся с нами,

С нами, казаками...



Гайдамаки готовились к восстанию как к празднику. Раздел, в котором рассказывалось об освящении повстанцами ножей, так и называется «Праздник в Чигирине». Но сам Шевченко изображает Колиивщину не пиром (вопреки названию разделов «Красный пир», «Пир в Лысянке»), а бедой:

Вот была беда

По всей Украине

Хуже ада...

А за что,

За что люди гибнут?

Важную роль в гайдамацком восстании играли кобзари, образы которых поэт вводит в произведение. Так, кобзарь Волох не только прославляет казацкого вожака Зализняка, но и возбуждает массы, призывая к борьбе.

Ярко описаны образы главарей восстания. И если характеристику Железной руды метко дает тот же Волох, называя его казацким отцом, орлом сизокрилим, наибольшим богатством которого является «степь и море; везде большак...», ибо нет у него «ни дома, ни сада, ни пруда...», то образ Гонти наиболее полно отражено в разделе «Гонта в Умани», где рассказывается об убийстве Гонтой родных детей. В этом эпизоде автор воссоздал народные взгляды на верность присяге:

Мои дети - католики...

Чтобы не было измены,

Чтобы не было молвы,

Господа громада!

Я присягал, брал свяченый

Резать католика.



Глубоко психологический эпизод убийства Гонтой детей раскрывает безграничное родительское горе. Драматизм произведения обостряется и в эпизоде захоронения детей. Виривши могилу ножом, Гонта прячет детей так, как хоронили казаков, накрыв глаза красной китайкой.

Следовательно, и Зализняк и Гонта - мужественные и решительные народные вожаки, которые всегда вместе с народом.

Типичным представителем восставшей массы выступает Ярема, образ которого подано в развитии его личности. От жидовского попихача, сироты, безотцовщина, что даже не имеет фамилии, Ярема возрастает до народного мстителя:

Не знал бедолага, что выросли крылья,

Что неба достанет, когда полетит...



Образ этот целесообразнее характеризовать с помощью «Эпилога», из которого становится известно о смерти Гонты и Зализняка. Только судьба Яремы остается непонятной. Во-первых, после разгрома восстания он единственный из героев произведения остается живым, во-вторых, поэма заканчивается такими строками:

А у нашего Галайды хата на помосте.

Играй, море! хорошо, море!

Хорошо будет, Галайда.



«Заключительный монолог Яремы содержит мотив-тему, что занимает важное место в поэме, тему памяти, нетленности национальной истории. «Кто-нибудь вспомнит» , - говорит герой. Автор-рассказчик, который охватывает все временные плоскости, утверждает обратное: «Никто не вспомнит», «Палач царит, их не вспомнят». Безразличия внуков гайдамаков противопоставляется верность их памяти самого автора».

В произведении действуют две символические фигуры: Яремы, что единственный остался живым, и единственного отпрыска, автора-рассказчика, о казацкой славе расскажет своим потомкам, ибо «теми путями, где шли гайдамаки, малыми ногами ходил и плакал...». Шевченковед С. Балей даже утверждал: «Ярема се поэт сам, а что любовь Яремы к Оксане это проекция в поэтический мир его собственных любовных желаний и настроений, то и дело, что надвигается непосредственно причитанні поэмы...».

Образ Яремы тесно связан с образом автора-рассказчика, поскольку в лирических отступлениях есть ряд высказываний, которые в равной степени могут принадлежать как Яреме, так и рассказчику: «О Боже мой милый! Тяжело жить на свете, а хочется жить...», «Молодеє беда! Если бы ты вернулось, променял бы судьбу, что имею теперь», «Сердце млеет, как вспомню...».

Рост личности Яремы автор показывает в динамике. Сначала перед нами бедняк, который хочет обогатиться для того, чтобы сравниться с богатой любимой девушкой. Через некоторое время перед нами совсем другой Ярема, способный на месть: «А Ярема - страшно глянуть - по три, по четыре так и кладет».

Высвободив Оксану от конфедератов, Ярема сразу возвращается к повстанцам, так же он поступает и после венчания, потому что интересы восставшего народа для него превыше всего.

Колиивщина приобрела общенародный характер, поскольку участие в восстании приняли даже женщины и подростки.

Следует отметить, что «Гайдамаки» - это лиро-эпическая поэма, в ее композиции важную роль играют многочисленные лирические отступления, в которых поэт становится соучастником изображаемых событий.

В «Эпилоге» образ поля, засеянного рожью, является символическим намеком на то, что в дальнейшем славянские народы будут брататься. При этом следует учитывать, что на Шевченко большое влияние оказала христианская мораль:

С того времени в Украине

Рожь зеленеет;

Не слышно плача, ни пушки...

Все замолкло.

Пусть молчит;

Такая Божья воля.



Литературная критика приняла появление поэмы «Гайдамаки» неоднозначно. Благосклонна откликнулась рецензией 12 апреля 1842г.. «Литературная газета».В ней отмечен прекрасный поэтический талант Тараса Шевченко. Негативную оценку поэме дал В. Белинский, и эта оценка основывалась не на мастерстве Шевченко, а на собственных убеждениях русского критика, который считал, что украинская литература не имеет перспектив развития. Но великий Кобзарь всем своим поэтическим наследием возразил такое суждение.