Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО (1838-1843 гг.)

Драматические произведения


По свидетельству самого Шевченко и воспоминаниям его современников, поэт написал несколько драматических произведений на русском языке, полностью до нас не дошли. Но глубокое изучение прошлого и реалистичное изображение в драматических произведениях стало новым шагом в развитии украинской драматургии.



Драма «Назар Стодоля», написанная Тарасом Шевченко в 1842 году, является образцом исторического социально-бытового произведения. Ее было опубликовано П. Кулешом только после смерти автора в 1862 году. Произведение дошло до нас полностью, хотя и не в первоначальном варианте.

В основу драмы положен социально-бытовой конфликт, который разворачивается на фоне исторического прошлого Украины после Освободительной войны 1648-1654 pp. После смерти Богдана Хмельницкого обострились социальные противоречия между казацкой верхушкой и рядовым казачеством.

Типичным представителем казацкой верхушки в драме «Назар Стодоля» является сотник Хома Кичатый. Смысл жизни сотника - обогащение и овладения полковничою булавой. Для достижения своей цели он готов на коварные и подлые поступки как против рядовых казаков, так и против собственной дочери. При поддержке своей ключницы Стехи, неверной и користолюбної женщины, Хома обманным путем пытается выдать свою единственную дочь Галю замуж за старого, но богатого чигиринского полковника Молочая. Кичатый даже способен на убийство жениха Гали Назара Стодоли, которого называл сыном, потому что тот спас сотника «из-под ножа гайдамаки». Недаром Назар называет Фому «дітопродавцем». А Гнат Карый, друг Назара, дает такую характеристику Кичатому: «Он не мужчина. Брось его: такое лентяйка не стоит путного слова!» Но почувствовав перед собой силу, надменный Хома становится ничтожным трусом, унижается перед Назаром, упав на колени, плачет, убивается.

Хитрой, користолюбною и вероломной человеком предстает перед читателем Стеша. Ключница мечтает выйти замуж за Фому, но за гостинец помогает влюбленным, а потом выдает их сотнику.

Образа звироднілого сотника противопоставляются фигуры Назара Стодоли и Игната Карого. Оба они принадлежат к казацких низов, оба смелые, решительные, волевые. Они искренние и преданные, верные в дружбе и любви. Но Назар бывает вспыльчивым и неуравновешенным, а иногда и беспомощным. Ради своей возлюбленной он готов унизиться перед Хомой. Игнат всегда полон энергии и задора, сообразительный и остроумный, способный на самопожертвование ради друга. Спасая Назара и Галю, Игнат способен убить Хому, хотя знает, что за казацким обычаем живого казака хоронят вместе с убитым.

С глубоким лиризмом рисует автор образ Гали. Она искренняя и преданная, очень любит отца и даже не предполагает, что тот может ее обмануть. Галя любит Назара, доверяет ему настолько, что готова бежать с ним. Она добрая, милосердная дочь, которая прощает отцу причиненную ей боль.

Сам сюжет драмы «Назар Стодоля» разворачивается на фоне картин народной жизни и быта. Автор мастерски изображает народные традиции и обряды - сватовство, колядки, посиделки.