|
Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО (1838-1843 гг.)
Исторические поэмы
В исторических поэмах Т. Г. Шевченко очень ярко чувствуется тоска по казацкой вольницей. Вполне возможно, что и любимые выражения поэта «казацкая слава» и «кровь казацкая» не были случайными в его творчестве. На это указал в своей монографии 1898 г. Александр Конисский. Тарас Шевченко имел еще одно имя - Грушевский, оно принадлежало его деду Ивану, участнику Колиивщины. Александр Конисский считает, что фамилия «Шевченко» более позднее и происходит от названия, которое семья имела по-уличному. Таким образом, не исключено, что Шевченко вышел из казацкого сословия, которая в XVII веке была расколота на дворянство и крестьянство (среди закріпаченого крестьянства был значительный процент шляхты). По определению современников, даже в фигуре самого Шевченко было что-то казацкое.
Итак, учитывая все вышесказанное, можно понять, почему художник не мог не обратиться к казацких времен и посвятил им несколько произведений, в частности исторические поэмы.
Все исторические поэмы Шевченко можно разделить на две группы. К первой относятся произведения о борьбе украинского народа с турецко-татарскими захватчиками, ко второй - против польской шляхты.
Борьбе с турецко-татарскими завоевателями посвящены две поэмы: «Иван Подкова» и «Гамалия», связанные между собой тематически, ибо посвященные морским походам запорожцев. Агрессивная политика султанской Турции и Крымского ханства была направлена на опустошение украинских земель. Во время набегов в рабство попадали многочисленные пленные, которыми торговали на невольничьих рынках Крыма и Турции. Для разгрома вражеских городов-крепостей и освобождения пленных казаки пересекали море и добирались Турции на своих легких лодках, проявляя образцы мужества и мужественности.
Иван Подкова - реальная историческая фигура, но о его подвигах на море ничего не известно. А Тарас Шевченко изображает казацкого вожака во время морского похода.
Поэма состоит из двух частей. В первой автор воспевает казацкие времена в Украине, а во второй изображает непосредственно морской поход запорожцев в столице султанской Турции - Царьграду.
Первая часть поэмы окутана грустью по былым казацкими временами:
Было когда - запорожцы
Умели пановати.
Пановали, добывали
И славу, и волю;
Обошлось - остались
Могилы на поле.
В последующих строках чувствуется вера в то, что запорожцы гибли не напрасно:
Было когда-то хорошо жить
На той Украине...
А вспомним! может, сердце
Хоть немного отдохнет.
Вторая часть поэмы возвышенно-патетическая. На фоне грозной стихии моря запорожцы співають. их настроение приподнятое, потому что они идут освобождать своих братьев из неволи. Поражает черта запорожцев, на которой отметил автор, - большое доверие и уважение между воинами. Такие отношения в казацком войске свидетельствуют о величии запорожцев в больших и обыденных вещах одновременно. Это типично романтические признаки раннего творчества Тараса Шевченко.
Поэма «Гамалия» продолжает тему морских казацких походов. В экспозиции произведения рассказывается о невольников, которых заточен в тюрьму в пригороде Стамбула Скутари. Невольничьи песни-рыдания не оставляют равнодушными даже силы природы:
Босфор аж затрясся, потому что отродясь не слышал
Казацкого плачу...
Слухи о муках невольников дошли до Большого Луга и Хортицы, поднимая казацкое войско на освобождение братьев (завязка поэмы).
Затем действие переносится в Византию (Стамбул), где казаки-невольники ждут освободителей. И вот в ночную тишину вражеского города врываются призывы братьев-казаков во главе с их предводителем:
Гамалия по Скутари -
По аду гуляет,
Сам хурдигу разбивает,
Кандалы ломает.
Действие достигает наивысшего напряжения, когда от лязга оружия просыпается Византия, но пленников уже освобожден, и казаки, распевая задорную величальную песню своему главарю, возвращаются домой.
Поэма «Гамалия» отличается богатством слуховых образов, многочисленными персоніфікаціями. Она начинается невольничьим плачем-песней, заканчивается величальною песней казацкому вожаку. Поэтому это произведение является откликом казацкой славы и отваги.
|
|
|