V. Творчество украинских
писателей-эмигрантов
(Общий обзор)
В течение XX в. в связи со
сложными социально-экономическими и политическими условиями миллионы украинцев
покидали свои дома в поисках лучшей жизни на чужбине.
В
истории выделяют три этапа эмиграции за границу:
1)
перед Первой мировой войной (причины - в основном социально-экономического
плана);
2)
в межвоенный период (причины политического характера); эмигранты - представители
украинской интеллигенции, сторонники свободной Украины);
3) в период Второй мировой войны;
«перемещение лиц» (в течение 1945 - 1947 годов было осуществлено перемещение лиц
на места постоянного проживания до США, Канады, Австралии, Бельгии, Латинской
Америки).
Долгое время писателей, которые
попали в волну эмиграции называли предателями, их произведения не были введены в
программы, не печатались. С провозглашением независимости Украины в 1991 г.
большинство произведений писателей-эмигрантов нашли своего читателя.
Есть. Маланюк подчеркивал; «Эмиграция
- это всегда следствие поражения». Ища ее причины, поэт отмечал: «в
коварства большевиков, эгоизме европейских правительств, недостатке военных
средств - оружия или амуниции, еще каких-то внешних причинах, как, наоборот как раз,
в собственном нежелании завоевать себе свободу».
После поражения УНР в 1921 г. много
украинских писателей эмигрировали в Чехословакию. Комбинированные мировоззренческими
позициями, государственническими убеждениями, проблематикой, художественными
предпочтениями, художники образовали «пражскую школу» поэтов.
«Пражская школа» - объединение писателей и поэтов
(условно-литературная организация, не имела устава , членства, структуры),
своеобразный творческий клуб, в котором циркулювалася ряд художественных, философских,
политических идей. Это украинские поэты, которые творили в Праге, Варшаве, Подебрадах, Львове.
Это были дети бывших эмигрантов или украинские писатели-эмигранты, которые
восприняли поражение революции 1917 г. как национальный позор, были интернированы в
лагеря (на территории Польши вблизи г. Калиша), попытались объединить творческую
энергию на основе художественной литературы. Через неприязненное отношение Польши к
украинцев большая часть художников эмигрировала в Чехословакию и училась в
высших учебных заведениях (Украинском свободном университете, Украинском
педагогическом институте им. Драгоманова, Украинской хозяйственной академии и
др.). Творчество «пражан» формировалась под влиянием западной культуры и
исторического прошлого украинского народа. Для них была характерна
історіософічна лирика (обозначена мудростью истории).
До «Пражской школы» принадлежат Юрий
Дараган, Евгений Маланюк, Леонид Мосендз, Олекса Стефанович, Олег Ольжич, Елена
Телига, Галя Мазуренко, Оксана Лятуринская, Иван Ірлявський и др.
Вторая волна эмиграции украинского
литературы - встает на территории Западной Германии.
Яркой страницей украинского
литературного процесса 40 - 50-х годов было основания осенью 1945 г. в Западной
Германии Художественного украинского движения (МУР), который объединил
писателей-эмигрантов (Ю. Шереха, В. Самчука, В. Петрова, И. Костецкого, Ю.
Косача, И. Багряного, В. Барку, Т. Осьмачку, Ю. Клена, Ю. Шевелева и много
других).
Украинские писатели-эмигранты,
в частности те, кто спасся от большевистских репрессий, стремились возродить
украинская культурная жизнь на оккупированной немцами территории. В Харькове выходила
газета «Новая Украина» (А. Любченко, Ю. Шевелев). Много внимания литературным
делам уделяла редактируемая В. Самчуком газета «Волынь».
В. Винниченко обратился к
писателей украинской диаспоры с установкой писать на темы, запрещенные в
СССР. Так появились произведения: «Мария» Уласа Самчука, «Желтый князь» Василия Барки,
«Тигролови», «Сад Гефсиманский» Ивана Багряного и др. Главная тема
произведений писателей-эмигрантов - разоблачение сталинского тоталитарного режима. В
произведениях присутствуют мотивы тоски по родной Родиной, стремление ей счастливой судьбы
и светлого независимого будущего.
Несмотря на притеснения украинского
сочинительства со стороны существующей советской власти, творчество художников диаспоры
приобрела всплеска в период 40 - 50-х лет XX ст.