Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Раскрытие сущности самодержавного строя в поэме «Сон»

И вариант

Во время своей первой поездки в Украину Тарас Шевченко был глубоко потрясен угнетенным положением закрепощенного украинского крестьянства. Переживания и горькие размышления поэта над судьбой родного народа нашли отражение в большинстве произведений, написанных им в последующие годы. Уже в 1844 году, под влиянием путешествия, Тарас Шевченко написал сатирически-политическую поэму «Сон», в которой подверг острой критике всю систему самодержавно-крепостнического строя.

Благодаря такому художественному приему, как сон автора-рассказчика, и привлечению мотива мнимой путешествия, поэт смог совместить в произведении различные пространственные плоскости, т.е. изобразить различные местности Российской империи - Украину, Сибирь, Петербург, а также воссоздать тогдашнюю действительность в сатирической форме, заглянуть в прошлое. Объектом изображения в произведении есть реальная действительность Российской империи времен Николая И.

Империя с ее самодержавным строем и безграничной властью, предстает в поэме как царство зла, что направлено на украинский народ и поэта в частности. Горе, что идет от царского правительства, показано в произведении через восприятие действительности героем-рассказчиком, который в своем сне видит различные части Российской империи. Сначала перед ним предстает Украина. На фоне волшебной природы, что «повита красою», на фоне песни соловья, которая льется над степями и рощами, в особенно трагическом аспекте воспринимается героем человеческое горе. В поэме зафиксированы реальные фрагменты тогдашней украинской действительности: тяжелая барщина, большие налоги, голодная смерть детей, рекрутчина и т.д. Трагичность человеческого горя усиливается описанием Сибири. Мрачный и суровый пейзаж г производит гнетущее впечатление, которое растет во время изображения каторжников. Следующей и последней «остановкой» героя является Петербург. В описании города и царских палат доминирует сатирически-обличительный пафос, в изображении царя и его окружения имеющиеся элементы бурлеска. Царица предстает как «засушенный опенок», «тонкая, длинноногая», окружение царя герой называет «блюдолизами» и «кабанами годованими». Но с особой обличительной силой поэт рисует образ русского самодержца. Еще во вступлении к поэме автор обозначил этот образ с его захватническими амбициями - «тот неситы глазом за край света заглядывает - нет страны, чтобы захватить...» Далее этот образ раскрывается в рассказе о каторжан, которые добывают золото, «чтобы глотку залить неситому», и в сцене «генерального мордобитія», где показана иерархия насилия, на котором держалась царская власть. Свою веру в крах самодержавия Тарас Шевченко утверждает в финальной сцене - превращении царя из грозного медведя на беззащитного котенка. Оппозиция в отношении самодержавного строя раскрывается и в сцене у памятника Петру И. В своих мыслях рассказчик проклинает «Первого, что розпина Украину» и «Вторую», то есть Екатерину II, что добила ее упразднением Запорожской Сечи.

Тарас Шевченко в своей поэме раскрыл сущность самодержавного строя Российской империи и предоставил произведению антикрепостнического направления.