9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Изображение Российской империи как царство зла в поэме «Сон»
Много произведений Т. Г. Шевченко имеют обличительный пафос. Его возмущали и несправедливость и преступление, которые он видел в Российской империи. Он был борцом против лжи, которая царила в России, за что и был наказан изгнанием из Украины, ссылкой, солдатской муштрой, запретом писать и рисовать. Но он не покорился, и через много лет его искренние и правдивые слова поражают наши сердца.
Уже в лирическом вступлении поэт описывает общественное зло, что царит вокруг: с одной стороны, преступления тех, кто обирает собственного брата открыто или исподтишка, со второго - общая покорность, мол, «может, так и надо». Но поэт уверен, что всех Бог создал равными, а, следовательно, никто не имеет права издеваться над другими.
События произведения происходят во сне рассказчика. Он летит над землей в поисках рая. Он, словно всевидящее око, которое видит, как на фоне прекрасной природы люди гнутся в ярме, с них сдирают последнюю шкуру, дети умирают от голода, а их родители в это время работают на барщине. Следующая картина - Сибирь. Кажется, что здесь еще не ступала нога человека, что это страна, «не полита сльозьми, кровью». Но оказывается, что и здесь есть люди, но уже не на земле, а под землей. Лучшие сыны России, что свою жизнь посвятили борьбе за права людей, глубоко переживали с народом его боль, эти «цари свободы», «облеченные в кандалы» и «штемпом увенчанные», словно какой-то преступник, выносят из недр земли золото, «чтобы глотку залить неситому».
Наиболее ярко изображен центр Российской империи - Петербург. Рассказчику удается проскользнуть незаметным до царских палат. И сначала ему кажется,
что он попал в рай. После тех лишений, что он увидел в Украине, и тяжелого труда каторжан в Сибири резко падает в глаза роскошь дворянства, которое изображено в сатирическом духе. Рассказчик называет их «блюдолизами», что, «как кабаны откормленные, - мордастые, пузатые». Царица, «как засушенный опенок, тонкая, длинноногая», совсем не похожа на тот образ богини, который создали віршомази.
Вся империя строится на насилии: царь дает в морду старшему, тот меньшем, последний - в малом, малое - мелкому. Интересно, что никого не только не возмущает такое поведение царя и помещиков, а все даже рады этому: «Гуля наш батюшка, гуля!» Но Т. Шевченко уверен, что самодержавие не вечно.
Превращение медведя, которым уявився рассказчику во сне царь, на котенка показывает, что царь без поддержки ничего не стоит. Он пугается смеха рассказчика и исчезает.
Российская империя, по мнению поэта, - это царство зла и лжи. Она антиприродную и абсурдная: те, кто работают на поле, погибают от голода, лучшие люди гнутся в кандалах, насилие воспринимается как высшая милость, а ее правители - это настоящие ничтожества. Итак, не высказывая свое мнение прямо, Т. Шевченко доказывает всем содержанием своего произведения, что когда империя рухнет и пощезає все господа вместе со своим царем-котенком. И недаром называют Т.шевченко пророком, ибо он предсказал то, что вскоре произошло - революцию 1917 года.