Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Раскрытие сущности самодержавного строя в поэме «Сон»

II вариант

Хотя палачи их срубили,

Тех царей, палачей человеческих.

Т. Шевченко. Цари

Украина - это Шевченко, Шевченко - это Украина. Верного сына Украины никогда не оставляла тоска по родным краем, который он любил страстно и нежно, постоянно думал о нем, рвался к нему всей душой. И вот в мае 1843 года осуществилась давняя мечта Шевченко - он едет в Украину, где не был почти пятнадцать лет.

Воспоминания о былых скитаниях на родной земле, тяжелые впечатления от крепостничества на это время уже потускнели в памяти Тараса Григорьевича. Ему мерещились широкие поля, могучий Днепр, вишневые сады, белые хатки, певучий и трудолюбивый народ. Но увидел поэт замученный народ, вопиющую нищету, страшный эксплуатация, бесправие. Судьба родного народа тяжело поразила чуткое сердце поэта, усилила его жгучую ненависть к самодержавно-крепостнического строя. Вернувшись в Петербург, свои тяжелые впечатления от трагических картин народного бедствия, размышления над увиденным Шевченко выразил в поэтической форме, создав в 1845 году первую в украинской литературе сатирическую поэму «Сон».

Уже авторский подзаголовок поэмы - комедия - определяет ее жанровую особенность и подчеркивает сатирическую направленность. Шевченко показывает, что само существование царского самодержавия является комедией, и оно существует лишь благодаря пассивности и «сна» народа. Выбрана сказочная форма дает возможность поэту изобразить различные местности бескрайней империи, показать тогдашнюю действительность во многих ее проявлениях, заглянуть в историческое прошлое.

Под влиянием ужасных картин жизни украинского села в Тараса Шевченко впервые зародилась мысль, что освободить себя народ сможет только сам и только вооруженным путем. Впоследствии эта мысль переросла в убеждение. Но, к сожалению, не все современники поэта понимали это, и он пытался разбудить в их чувство ненависти к господствующей антинародной верхушки общества.

В прологе Шевченко изображает общие принципы существования российского самодержавия. Он саркастически клеймит главные пороки крепостнического строя: лицемерие, жестокость, ненасытность. Здесь поэт еще не дает прямой оценки тогдашней системе, но подтекст очень прозрачный. С иронией описывая общество, в котором плоды труда одних используют другие, Шевченко пишет:

У всякого своя судьба

И свой путь широкий:

Тот строит, тот разрушает,

Тот неситы глазом

За край света заглядывает, -

Нет страны,

Чтобы загарбать и с собой

Взять в гроб.

В приведенном отрывке поэт осуждает захватническую политику императора Николая i И его предшественников. Остро разоблачает автор псевдопатріотизм царя и магнатов:

А тот, щедрый и розкошний,

Все храмы строит;

И отечество так любит,

Так за ним бідкує,

Так его, сердешного,

Кровь, как воду, точит!..

Вместе с тем Шевченко не может смириться с рабским повиновением крестьян, которые молчат себе, «...выпучив глаза! Как агнцы», думая, «может, так и надо».

Раскрывая народу глаза, поэт-демократ развенчивает утверждение придворных писак про «рай» в селах Украины:

Вон глянь, - в том раю, что ты покидаешь,

Латаную свитину с калеки снимают.

Со шкурой снимают, потому что нечем обуть

Княжат невзрослых; а вон распинают

Вдову за оклад, а сына куют,

Единственного сына, единственного ребенка,

Единственную надежду! в войско отдаю!

Потому что его, видишь, немного! а вон под забором

Опухла ребенок, голоднее мре,

А мать пшеницу на барщине жнет.

Итак, описывая образы, калеки, вдовы, сына-рекрута, опухлої ребенка и ее матери-крепостной, покрытки, распутника, поэт доказывает, что под гнетом царя и помещиков жизнь для крепостных не рай, а настоящий ад. Обращаясь к образу покрытки, поэт показывает аморальность крепостнического строя, где господин может продавать крепостных, топтать человеческое достоинство женщины-крестьянки:

То покрытка, побираться

С байстрям ковыляет,

Отец и мать одцурались,

И чужие не принимают!

Старцы даже сторонятся!

А панич не знает,

С двадцатой, малолетка,

Души пропивает!

Не найдя «рая» в Украине, Тарас Шевченко переносит нас аж в Сибирь - дальний, льдом и снегом закованную землю, в которой «людей не чуть, не знать и следа страшной человеческой ноги». Но это ошибочное впечатление... «Загудели кандалы под землей». То стонут народы - жертвы самодержавной Российской империи, которые:

В цепи закованы.

Из нор золото выносят,

Чтобы глотку залить

Неситому!..

Метким эпитетом «несытый» Шевченко характеризует российского самодержца Николая i, которого поэт ненавидел с особой силой и остротой, справедливо считая царя первопричиной всех бед и страданий трудового народа всей империи, в частности Украины.

В противовес образу «неситого» поэт создает «среди холода, рыданий, снегов, гнета» согретую безграничной любовью фигура революционера:

В кандалы одет

Царь всемирный! Царь свободы, царь

Штемпом увенчан!

Этот образ смелого борца за свободу является олицетворением идеи правды, добра и самопожертвования во имя свободного будущего народа.

В лирическом обращении к засланца-революционер Тарас Шевченко утверждает неизбежность победы свободы, равенства, братства, утверждает преемственность свободолюбивых, освободительных идей:

А где же твои думы, рожевії цветы,

Доглядані, смеле, взлелеянные дети,

Кому ты их, дружище, кому передал?

Или, может, навеки в сердце похоронил?

О, не скрывай, брат! Россыпь их, разбросай!

Взойдут и будут расти, и в люди выйдут!

Таким образом, кляня самодержавие, Шевченко не случайно изображает Сибирь. Сибирская каторга занимала важное место в политике царя. Туда он высылал своих политических противников. Из истории известно, что последний кошевой Запорожской Сечи Петр Калнышевский был сослан на Соловки, в Сибирь - его судья Головатый, а также Устим Кармелюк, декабристы и все волелюбці, борцы с самодержавием. И как бы не пугали помещики и царь Сибирью, каторгой, мукой, народ не покорялся, а лучшие его представители отважно боролись за лучшую жизнь.

Апофеоза в раскрытии гнилой самодержавной системы и ее обреченности Шевченко достигает в третьей части своей поэмы. Вместе с рассказчиком мы оказываемся в столице русского государства в Петербурге. Здесь сосредотачивалась вся бюрократическая машина царского самодержавия, что угнетала народы.

Особого внимания Тарас Григорьевич предоставил сатирическом живописанию царя, царицы и придворного дворянства. Используя меткие эпитеты, сравнения, поэт дает уничтожающую характеристику тогдашней власти:

...вот и сам,

Высокий, сердитый,

Выступает; обок его

Царица племянница,

Языков засушенный опенок,

Тонкая, длинноногая,

Да еще на беду, сердешная,

Хита головой...

Царь цвенькає;

А чудо-царица,

Языков и цапля границ птицами,

Скачет, бодрится.

Здесь мы видим и господ гладких:

За богами - почище, почище

В серебри и злате!

Языков кабаны откормленные -

Мордастые, пузатые!..

Поэт развенчивает их и в этико-социальном плане. Это блюдолизы, карьеристы, которые: «Аж потеют, и толпятся, чтобы то ближе стать круг самих». Эти царские служаки лишены каких-либо признаков человеческого достоинства, чести, порядочности. Царь «ударят или дулю благоволят дать», а для них - это праздник. Пышные, напыщенные вельможи были духовными рабами, лакеями царя и царицы.

Далее, в аллегорической картине «генерального мордобитія» Тарас Шевченко раскрывает суть эксплуататорского общества, построенного на угнетении, унижении человека. На вершине пирамиды воровства и преступлений против народа находится всевластный царь. Его солдафонская тупость и самодурство отчетливо проявляются в сцене мордобоя:

Смотрю, царь подходит

К старым... тав рожу

Его как затопит!..

Облизнулся бедняга

И меньшего в пузо -

Вплоть сплыло!., а тот себе

Еще меньшего туза

Между плеч; то меньшего,

А меньше малого,

А то мелких...

Итак, кулак - символ деспотизма самодержавия.

Еще отчетливее призрачная сила самодержавия раскрывается в сатирическо-гротескной сцене с Колей-«медведиком». Без всякой причины царь «как крикнет на самых пузатых», и они, как в сказке, исчезли один за одним, а «мишка» превратился в жалкое котенка:

Смотрю я, что дальш будет,

Что будет делать

Мой медведик! Стоит себе,

 

 

Понурив Голову

Бедолага. Где же делась

Медвежья натура?

Словно котенок, такой чудной.

Я аж засмеялся.

Автор дает нам понять, что без жандармов, чиновников, войска, каторги самодержец бессилен и вызывает лишь смех, а не страх. Народу нечего бояться царизма, его надо уничтожить - к такому выводу Шевченко вел своих современников.

Последней каплей в бушующем море ненависти поэта есть упоминание о бывших русских царей, которые все были поработителями украинского народа, его жестокими вымогателями. Особенно люто пытали Украину Петр i И Екатерина II. С гневным сарказмом изображает Тарас Шевченко в своей поэме:

Это тот Первый, что распинал

Нашу Украину,

А Вторая доконала

Вдову сиротину

Палачи! палачи! людоеды!

Наелись оба,

Накрались...

Не может простить поэт Петру И его ложной политики, когда самодержец согнал украинских казаков на строительство Петербурга:

Царь плохой,

Царь проклят,лукавый,

Аспиде несытый!

Что ты сделал с казаками?

Болота засыпал

Благородными костями;

Поставил столицу

На их трупах замученными!

По вине Петра И погиб и дорогой сердцу поэта страдалец - гетман Павел Полуботок. Этот выдающийся сын Украины всю жизнь боролся против колониальной политики царизма, за отделение родного края от России и восстановления гетманства. По приказу Петра i он был заключен в Петропавловской крепости, где и умер, мучим и мореный голодом:

И в темной темнице

Меня, вольного гетмана,

Замучил Голодом

В кандалах.

Итак, в своей сатирической поэме Тарас Григорьевич Шевченко подчеркнул, что самодержавный строй уже давно изжил себя и страшной развалиной держится только на солдатских штыках, подавляя все живое и прогрессивное.

Поэма «Сон» стала первым в украинской литературе произведением политической сатиры. Она обличала и осуждала мораль паразитизма и верноподданичества, пробуждала национальное самосознание и чувство человеческого достоинства украинского народа.