9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Раскрытие сущности самодержавного строя в поэме «Сон»
II вариант
Хотя палачи их срубили,
Тех царей, палачей человеческих.
Т. Шевченко. Цари
Украина - это Шевченко, Шевченко - это Украина. Верного сына Украины никогда не оставляла тоска по родным краем, который он любил страстно и нежно, постоянно думал о нем, рвался к нему всей душой. И вот в мае 1843 года осуществилась давняя мечта Шевченко - он едет в Украину, где не был почти пятнадцать лет.
Воспоминания о былых скитаниях на родной земле, тяжелые впечатления от крепостничества на это время уже потускнели в памяти Тараса Григорьевича. Ему мерещились широкие поля, могучий Днепр, вишневые сады, белые хатки, певучий и трудолюбивый народ. Но увидел поэт замученный народ, вопиющую нищету, страшный эксплуатация, бесправие. Судьба родного народа тяжело поразила чуткое сердце поэта, усилила его жгучую ненависть к самодержавно-крепостнического строя. Вернувшись в Петербург, свои тяжелые впечатления от трагических картин народного бедствия, размышления над увиденным Шевченко выразил в поэтической форме, создав в 1845 году первую в украинской литературе сатирическую поэму «Сон».
Уже авторский подзаголовок поэмы - комедия - определяет ее жанровую особенность и подчеркивает сатирическую направленность. Шевченко показывает, что само существование царского самодержавия является комедией, и оно существует лишь благодаря пассивности и «сна» народа. Выбрана сказочная форма дает возможность поэту изобразить различные местности бескрайней империи, показать тогдашнюю действительность во многих ее проявлениях, заглянуть в историческое прошлое.
Под влиянием ужасных картин жизни украинского села в Тараса Шевченко впервые зародилась мысль, что освободить себя народ сможет только сам и только вооруженным путем. Впоследствии эта мысль переросла в убеждение. Но, к сожалению, не все современники поэта понимали это, и он пытался разбудить в их чувство ненависти к господствующей антинародной верхушки общества.
В прологе Шевченко изображает общие принципы существования российского самодержавия. Он саркастически клеймит главные пороки крепостнического строя: лицемерие, жестокость, ненасытность. Здесь поэт еще не дает прямой оценки тогдашней системе, но подтекст очень прозрачный. С иронией описывая общество, в котором плоды труда одних используют другие, Шевченко пишет:
У всякого своя судьба
И свой путь широкий:
Тот строит, тот разрушает,
Тот неситы глазом
За край света заглядывает, -
Нет страны,
Чтобы загарбать и с собой
Взять в гроб.
В приведенном отрывке поэт осуждает захватническую политику императора Николая i И его предшественников. Остро разоблачает автор псевдопатріотизм царя и магнатов:
А тот, щедрый и розкошний,
Все храмы строит;
И отечество так любит,
Так за ним бідкує,
Так его, сердешного,
Кровь, как воду, точит!..
Вместе с тем Шевченко не может смириться с рабским повиновением крестьян, которые молчат себе, «...выпучив глаза! Как агнцы», думая, «может, так и надо».
Раскрывая народу глаза, поэт-демократ развенчивает утверждение придворных писак про «рай» в селах Украины:
Вон глянь, - в том раю, что ты покидаешь,
Латаную свитину с калеки снимают.
Со шкурой снимают, потому что нечем обуть
Княжат невзрослых; а вон распинают
Вдову за оклад, а сына куют,
Единственного сына, единственного ребенка,
Единственную надежду! в войско отдаю!
Потому что его, видишь, немного! а вон под забором
Опухла ребенок, голоднее мре,
А мать пшеницу на барщине жнет.
Итак, описывая образы, калеки, вдовы, сына-рекрута, опухлої ребенка и ее матери-крепостной, покрытки, распутника, поэт доказывает, что под гнетом царя и помещиков жизнь для крепостных не рай, а настоящий ад. Обращаясь к образу покрытки, поэт показывает аморальность крепостнического строя, где господин может продавать крепостных, топтать человеческое достоинство женщины-крестьянки:
То покрытка, побираться
С байстрям ковыляет,
Отец и мать одцурались,
И чужие не принимают!
Старцы даже сторонятся!
А панич не знает,
С двадцатой, малолетка,
Души пропивает!
Не найдя «рая» в Украине, Тарас Шевченко переносит нас аж в Сибирь - дальний, льдом и снегом закованную землю, в которой «людей не чуть, не знать и следа страшной человеческой ноги». Но это ошибочное впечатление... «Загудели кандалы под землей». То стонут народы - жертвы самодержавной Российской империи, которые:
В цепи закованы.
Из нор золото выносят,
Чтобы глотку залить
Неситому!..
Метким эпитетом «несытый» Шевченко характеризует российского самодержца Николая i, которого поэт ненавидел с особой силой и остротой, справедливо считая царя первопричиной всех бед и страданий трудового народа всей империи, в частности Украины.
В противовес образу «неситого» поэт создает «среди холода, рыданий, снегов, гнета» согретую безграничной любовью фигура революционера:
В кандалы одет
Царь всемирный! Царь свободы, царь
Штемпом увенчан!
Этот образ смелого борца за свободу является олицетворением идеи правды, добра и самопожертвования во имя свободного будущего народа.
В лирическом обращении к засланца-революционер Тарас Шевченко утверждает неизбежность победы свободы, равенства, братства, утверждает преемственность свободолюбивых, освободительных идей:
А где же твои думы, рожевії цветы,
Доглядані, смеле, взлелеянные дети,
Кому ты их, дружище, кому передал?
Или, может, навеки в сердце похоронил?
О, не скрывай, брат! Россыпь их, разбросай!
Взойдут и будут расти, и в люди выйдут!
Таким образом, кляня самодержавие, Шевченко не случайно изображает Сибирь. Сибирская каторга занимала важное место в политике царя. Туда он высылал своих политических противников. Из истории известно, что последний кошевой Запорожской Сечи Петр Калнышевский был сослан на Соловки, в Сибирь - его судья Головатый, а также Устим Кармелюк, декабристы и все волелюбці, борцы с самодержавием. И как бы не пугали помещики и царь Сибирью, каторгой, мукой, народ не покорялся, а лучшие его представители отважно боролись за лучшую жизнь.
Апофеоза в раскрытии гнилой самодержавной системы и ее обреченности Шевченко достигает в третьей части своей поэмы. Вместе с рассказчиком мы оказываемся в столице русского государства в Петербурге. Здесь сосредотачивалась вся бюрократическая машина царского самодержавия, что угнетала народы.
Особого внимания Тарас Григорьевич предоставил сатирическом живописанию царя, царицы и придворного дворянства. Используя меткие эпитеты, сравнения, поэт дает уничтожающую характеристику тогдашней власти:
...вот и сам,
Высокий, сердитый,
Выступает; обок его
Царица племянница,
Языков засушенный опенок,
Тонкая, длинноногая,
Да еще на беду, сердешная,
Хита головой...
Царь цвенькає;
А чудо-царица,
Языков и цапля границ птицами,
Скачет, бодрится.
Здесь мы видим и господ гладких:
За богами - почище, почище
В серебри и злате!
Языков кабаны откормленные -
Мордастые, пузатые!..
Поэт развенчивает их и в этико-социальном плане. Это блюдолизы, карьеристы, которые: «Аж потеют, и толпятся, чтобы то ближе стать круг самих». Эти царские служаки лишены каких-либо признаков человеческого достоинства, чести, порядочности. Царь «ударят или дулю благоволят дать», а для них - это праздник. Пышные, напыщенные вельможи были духовными рабами, лакеями царя и царицы.
Далее, в аллегорической картине «генерального мордобитія» Тарас Шевченко раскрывает суть эксплуататорского общества, построенного на угнетении, унижении человека. На вершине пирамиды воровства и преступлений против народа находится всевластный царь. Его солдафонская тупость и самодурство отчетливо проявляются в сцене мордобоя:
Смотрю, царь подходит
К старым... тав рожу
Его как затопит!..
Облизнулся бедняга
И меньшего в пузо -
Вплоть сплыло!., а тот себе
Еще меньшего туза
Между плеч; то меньшего,
А меньше малого,
А то мелких...
Итак, кулак - символ деспотизма самодержавия.
Еще отчетливее призрачная сила самодержавия раскрывается в сатирическо-гротескной сцене с Колей-«медведиком». Без всякой причины царь «как крикнет на самых пузатых», и они, как в сказке, исчезли один за одним, а «мишка» превратился в жалкое котенка:
Смотрю я, что дальш будет,
Что будет делать
Мой медведик! Стоит себе,
Понурив Голову
Бедолага. Где же делась
Медвежья натура?
Словно котенок, такой чудной.
Я аж засмеялся.
Автор дает нам понять, что без жандармов, чиновников, войска, каторги самодержец бессилен и вызывает лишь смех, а не страх. Народу нечего бояться царизма, его надо уничтожить - к такому выводу Шевченко вел своих современников.
Последней каплей в бушующем море ненависти поэта есть упоминание о бывших русских царей, которые все были поработителями украинского народа, его жестокими вымогателями. Особенно люто пытали Украину Петр i И Екатерина II. С гневным сарказмом изображает Тарас Шевченко в своей поэме:
Это тот Первый, что распинал
Нашу Украину,
А Вторая доконала
Вдову сиротину
Палачи! палачи! людоеды!
Наелись оба,
Накрались...
Не может простить поэт Петру И его ложной политики, когда самодержец согнал украинских казаков на строительство Петербурга:
Царь плохой,
Царь проклят,лукавый,
Аспиде несытый!
Что ты сделал с казаками?
Болота засыпал
Благородными костями;
Поставил столицу
На их трупах замученными!
По вине Петра И погиб и дорогой сердцу поэта страдалец - гетман Павел Полуботок. Этот выдающийся сын Украины всю жизнь боролся против колониальной политики царизма, за отделение родного края от России и восстановления гетманства. По приказу Петра i он был заключен в Петропавловской крепости, где и умер, мучим и мореный голодом:
И в темной темнице
Меня, вольного гетмана,
Замучил Голодом
В кандалах.
Итак, в своей сатирической поэме Тарас Григорьевич Шевченко подчеркнул, что самодержавный строй уже давно изжил себя и страшной развалиной держится только на солдатских штыках, подавляя все живое и прогрессивное.
Поэма «Сон» стала первым в украинской литературе произведением политической сатиры. Она обличала и осуждала мораль паразитизма и верноподданичества, пробуждала национальное самосознание и чувство человеческого достоинства украинского народа.