IV. Литература XX вв.
Тема 39. Лина Костенко (род. 1930
г.)
Лина Васильевна
Костенко - самая заметная
поэтесса второй половины XX ст. Активная участница «шестидесятничества». Восстанавливая
идеи художников «расстрелянного возрождения», писательница вдохновляет читателей любовью
к Украине, к нашей истории, культуры.
Феномен таланта поэтессы делает
попытку раскрыть ее дочь Оксана Пахлевская: «Мамина поэзия с самого начала,
от первых стихов, была бунтом. Бунтом личности. Восстанием духа. И слава,
что к ней приходила, была не популярностью, не модой. Она была выстраданной
надеждой людей на свое возрождение, на возможность вернуться к себе, на
возможность возрождения уже якобы такой и окончательно укрощенной нации».
Американский литературовед
Джордж Луцкий назвал Лину Костенко «царицей поэзии в Украине».
Сборника «Лучи земли» (1957),
«Паруса» (1958), «Путешествия сердца» (1961), «Над берегами вечной реки» (1977),
«Неповторимость» (1980) «Сад нетающих скульптур» (1987) и др.
Яркой особенностью индивидуального
стиля Лины Костенко является историзм мышления, философичность, интеллектуализм,
традиционность.
«Страшные
слова, когда они молчат»
Тема миссии поэта и его реализации
таланта за сложных обстоятельств занимает особое место в творчестве Лины
Костенко.
Ведущим мотивом стихотворения Лины
Костенко «Страшные слова, когда они молчат является лирическое раздумье о значении слова
в жизни человека и суть искусства.
В поэзии «Страшные слова, когда они
молчат» удивительно тонко передано психологическое состояние художника, который не может себе
позволить писать что угодно, сбиваться на штампы, повторять кем-то уже сказанное.
Да, действительно, многое
повторяется в этом мире - красота и уродство, предательство и самопожертвование,
«асфальты и спориші», даже слова теряют свой первозданный смысл,
заимствованные нами друг в друга. Однако настоящей поэзией становится лишь то, о чем
сказано как будто впервые за всю историю цивилизации, что читателя поразит, удивит,
поразит новизной мысли или художественной формы. Ведь поэзия есть понастоящему
неповторимым явлением духовной жизни украинской нации. Касаясь наших душ,
она пробуждает в них светлые и радостные чувства, делает их благородншими,
чище. Не случайно Лина Костенко подчеркивает, что в гениальных строфах
всегда звучит не только голос автора, но и голос Бога. Ведь во время вдохновения
художник черпает образы, сюжеты из небесного источника:
Поэзия - это всегда неповторимость,
какой бессмертный прикосновение к душе.
«Украинское
альфреско»
Альфреско - техника настенной лсивопису, которая заключается в
нанесении водяного краски на влажную штукатурку.
Архетип - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для
последующих образований.
Архетипни образы - это те первичные образы-символы,
которые существуют в подсознании каждого человека и передаются из поколения в поколение
как особо значимые. Архетипними образами для украинцев является мать, дитя, семья,
белая хата, родная земля, аист, соловей, жаворонок, кукушка.
Украина в лирике Лины Костенко
чаще всего предстает в архетипних образах, задействуя подсознание читателя, его
индивидуальную, а одновременно и национальную сокровищницу моральных, этических и эстетических
ценностей. Наиболее выразительными архетипними изобилует образами поэзия «Украинское
альфреско».
Так, в стихотворении находим ряд
архетипних символов: дом, дед, баба, аист, вишни, дорога...
образом-символом хата стоят исконные мечты украинца о состоятельной жизни,
благосостояние семьи и представление о смысле жизни.
На первый взгляд, в поэзии
«Украинское альфреско» перед нами предстает идиллическая картина, будто старинный
рисунок на влажной штукатурке:
Над
путем, при долине, возле старого граба, где белая-белая хатка стоит в одиночестве,
живет там дед и баба, и курочка в них ряба, она, видимо, несет им яички
золотые...
Золотые яички - сказочный образ,
символизирует благополучие и достаток в семье.
Во второй строфе автор описывает
картину, с помощью которой не только передано извечное стремление украинцев к
красоты: «полон двор любистка», «георгины», «вишни черноглазые», но и показано деда и
бабу как заботливых хозяев.
Тревожным сигналом нарушенной идиллии
образ аиста. По народному поверью, аист приносит в дом младенцев. Поэтому
эпитет «уставший аист» наводит читателя на грустные размышления. С помощью этого
причастия создается другое семантическое поле: аист становится символом
несбывшихся мечтаний супругов и притлумленого годами боли.
В третьей строфе сквозь идиллический сумм
проступают уже болезненные, даже трагические ноты:
Чье-то
дитя приходит, берут его на руки,
А
потом долго-долго на завалинке еще сидят.
Я
знаю, дед и баба - это когда есть внуки,
а
в них соседские дети шелковицу едят.
Таким образом, в стихотворении «Украинское
альфреско» автор размышляет о человеческой судьбе. Одних она щедро одарит детьми
и внуками, другим - не дает их. Только соседским детям могут дед и баба
подарить свою ласку, дать гостинца.
В последней строфе автор использует
символический образ дороги.
Дорога
и дорога лежит за тыквами.
И
кто-то к кому-то едет тем путем золотым.
Золотой путь в воображении читателя вызывает
целый ассоциативный ряд: это и путь, освещенный, озаренный солнцем, и путь, очень
дорогой, родной кому-то, как воспоминание детства, и путь, покрытый золотой пылью в
солнечном луче. Однако неозначені местоимения кто-то и к кому-то еще больше
заостряют внимание на одиночества пожилых людей. Поэтому им ничего не
остается, как быть друг для друга, как «последняя в мире сказка», на которую,
став на цыпочки, засматриваются георгины.
«Маруся Чурай»
(1979)
Жанр
Исторический роман в стихах, в котором
на национальной почве возбуждено важные общественные и философские проблемы.
Роман
в стихах - разновидность смешанного жанра, которому свойственны багатопроблемність,
сочетание эпических принципов рассказы с субъективным началом, присущим
лирическим произведениям. Действие в нем, как правило, концентрируется вокруг судьбы одного или
нескольких главных героев.
Фольклорная и историческая основа произведения
Почти три с половиной века живет
в народе легенда о Марусе Чурай - знаменитую піснярку. Легенда о любовной
месть (отравления девушкой своего любимого) была распространенной темой и в художественной
литературе (драма М. Старицкого «Ой не ходи, Грицю...», повесть О.
Кобылянской «В воскресенье рано зелье копала»).
В авторском мини-прологе -
указание на историческую основу произведения: «Летом 1658 г. Полтава сгорела дотла». В
произведении подлинные события пересыпанные авторскими домыслами, важные исторические события
украинской истории середины XVII века воспроизведено в образах Богдана
Хмельницкого, Якова Остряницы, Северина Наливайко, Павла Павлюка, Яремы
Вишневецкого и др.
Название романа - своеобразная легенда,
национальный символ передает и содержание эпохи, и особенности украинского
этноса.
Композиция. Сюжет
Роман состоит из девяти
разделов, события в которых разворачиваются в течение года: судят Марусю летом, а
умирает девушка от чахотки весной.
Разделы романа:
I - «Если бы нашлась неопалимая книга»
II - «Полтавский полк выходит на
зори»
III - «Исповедь»
IV - «Гонец гетмана»
V - «Смертная Казнь»
VI - «Паломничество»
VII - «Дедова Балка»
VIII - «Осада Полтавы»
IX - «Весна, и смерть, и светлое
воскресение»
Центральным является раздел «Исповедь» - три
ночи Маруси, проведенные в темнице перед казнью. Через воспоминания героини перед
нами проходят эпизоды истории Украины, описаны переживания и страдания
девушки, ее личную драму.
Сюжетные коллизии трактуются в двух
плоскостях - личностной и общественной (сцены личной жизни Маруси органично
вплетаются в драматические события Национально-освободительной войны украинского народа
под предводительством Б. Хмельницкого против польской шляхты).
В начале произведения Маруся изображена в
роли подсудимой, которую обвиняют в убийстве (отравлении) местного парня Гриця
Бобренка за измену в любви. На защиту Маруси выступает влюблен в нее
полковник Иван Искра. Он объясняет людям, что Маруся своими песнями поддерживает
боевой дух казацкого войска - не могла она, человек с поэтической душой,
решиться на убийство. Однако судьи не вняли Искру и приговорили к Марусе
казни. Далее повествование ведется в форме исповеди-воспоминания главной героини о своем
жизни. Она в это время находится в тюрьме, ожидая казни. Девушка вспоминает о
свою любовь к Грише. Парень предал Марусю, отдав предпочтение другой -
заможнії! девушке Гале Вишняківні. В отчаянии Маруся решает покончить жизнь
самоубийством и готовит для себя ядовитое зелье. Григорий объясняет Марии, что любит ее,
а с Галей пообещал жениться из-за денег ее родителей. Когда же Маруся не принимает
извинений Гришу, он выпивает яд и таким образом погибает. Когда Маруся Чурай уже
готова принять смерть по приговору суда, возвращается посланник от Богдана
Хмельницкого Иван Искра: он привез приказ гетмана о помиловании девушки.
Освобождена из тюрьмы, Маруся посещает киевские монастыри. Смертельно больна и
одинокая, она возвращается домой. Однажды весной Маруся слышит, как
полтавский полк выступает на войну, распевая ее песни...
Любовь и предательство, песня и история -
главные идейно-эстетические начала, которые определяют богатство полифонии произведения.
Полифония
(музыкальный термин) - многоголосие, при котором одновременно гармонично сочетаются и
развиваются несколько самостоятельных мелодических линий (голосов). В литературе этот
термин используется в переносном значении.
Один из ведущих мотивов романа -
аргумент в пользу участия женщин в решении собственной судьбы, так и будущего
нации. Идею эмансипации, духовного раскрепощения женщины несет в себе Маруся Чурай
- хранительница национальных оберегов, интеллектуальная и независимая женщина. В ее
образе воплощены лучшие черты украинского женщин - богатую духовность,
певучесть, лиризм, романтический нрав, независимость натуры, удостоверяющих
неуничтожимость национального духа.
Основные проблемы романа:
- верность и предательство;
- художник и народ.