Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 38. Иван Драч (род. 1936 г.)

 

Иван Драч - поэт поиска нового содержания и формы.

«Художнику - нет скованных норм. Он - норма сам, он сам в своем стиле...»

(И. Драч)

Особенности творческого стиля И. Драча:

- основные жанры творчества: баллада («Баллада о подсолнечнике», «Крылья»), стихотворение, поэма, поэма-мозаика («Чернобыльская мадонна»), поэма-симфония («Смерть Шевченко»), притча, драматическая поэма («Дума об Учителе», «Соловей - Сольвейг»), этюд («Этюд о хлебе», «Солнечный этюд»), киноповесть, киносценарий («Пропала грамота», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), литературно-критическая разведка и др.;

- сочетание эпичности с найруженим драматизмом и лиричностью;

- разноплановость художественного мышление: прозрачные образы (часто фольклорные), сложные метафоры (иногда перерастают в символы), философичность размышлений об общечеловеческих ценностях с одновременным изображением приземленных картин;

- поэтический язык обогащенная научной лексикой, необычными ассоциативными рядами, метафорами, символами;

- модернизирует классическую форму баллады (изображение исторических, героических ситуаций с элементами фантастики): приземляет сюжеты, вводит в реалии быта, моделирует необычные ситуации духовного выбора;

- сонцепоклонницькі мотивы.

Ведущие темы и проблемы:

• любовь не только в пределах субъективного, но и объективного (в космическом действе бытия);

• тема осуждения фашизма во всех проявлениях;

• размышления над назначением поэта и поэзии, сущностью искусства;

• творческая свобода;

• экологические проблемы;

• хлеб - святыня, символ крепкой семьи, жизни, гостеприимства;

• красота и уродство человеческой души;

• величие Кобзаря - одного из лучших украинских сыновей;

• судьба обычного человека и др.

«Баллада о подсолнечник»

(1962)

Первая сборка И. Драча «Подсолнух» ознаменовало новый этап в развитии украинской лирики своим жанровым новаторством.

«Баллада о подсолнечнике» (1962), вошла в сборник, была переведена на многие языки мира.

Поэт реформировал жанровые возможности баллады, отбросив традиционные легендарно - исторические, героические и фантастические ее атрибуты, но оставив лиро-эпическую структуру, напряженный сюжет. Поэт расширяет пространственные координаты художественного мира, смело отталкиваясь от бытовых, будничных реалий жития и поднимаясь до широких обобщений.

В балладах И. Драча лирический субъект умеет мгновенно постичь мир, увидеть в нем что-то удивительное, неповторимое, какой-то новую грань, которая открывается не всем.

В «Балладе о подсолнух» бытовая конкретика, универсальность и величие жизни объединены в целостность, читательское мировосприятие связано ощущением непрерывности движения и открытием красоты в повседневной жизни. Уже в начале баллады подсолнечник (неотъемлемый атрибут украинского пейзажа и национального мироощущения) претерпевает метаморфоз:

В подсолнечника были руки и ноги,

Было тело шершавое и зеленый.

Он бегал наперегонки с ветром,

Он залезал на грушу, и рвал в пазуху гнилицы,

И купался возле мельницы, и лежал в песке,

И стрелял воробьев из рогатки.

Он прыгал на одной ноге,

Чтобы вылить из уха воду...

Поэт применяет фольклорный мотив перевоплощение: в произведении подсолнечник - это парень. Благодаря ассоциациям реальные предметы становятся символами. Образ солнца приобретает метафорического смысла и символизирует поэзию, то есть солнце-поэзия трансформируется в образ обычного сельского дяди. Мгновенные нарушения пропорций, неожиданные пространственные и смысловые смещения, ассоциативные комбинации явлений и предметов становятся важным инструментом для выражения идеи произведения. В этих вариантах важную роль играет момент сенсации. Это своеобразный психологический «зрительный план», ведь сопоставлены события и картины поражают сознание читателя.

Образы подсолнуха и солнца чрезвычайно прозрачные: читателю понятно, что поэт неразделимо связан с реальной жизнью, которое дает возможность самореализоваться создателю. Открытие красоты, духовности, приобретают космического, солнечного измерения, невозможны без «земного», реального бытие, творческая личность воплощает в произведениях искусства.

Произведение завершается монологом:

Поэзия, солнце мое оранжевое!

Ежесекундно какой-то мальчишка

Открывает тебя для себя,

Чтобы стать навеки подсолнечником.

Поэтика произведения является модерным. Балладу написано верлибром, ритмическая раскрепощенность которого давала возможность автору свободно передать движение сложных картин, мыслей и чувств.

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии фантастической, историко-героической или социально- бытовой тематики с драматическим сюжетом.

Метаморфоза - преобразование одной формы чего-либо в другую; видоизменение.

Верлибр - стихотворение без рифмы и размеров с произвольным чередованием строк разной длины.