IV. Литература XX вв.
Тема 38. Иван Драч (род. 1936 г.)
Иван Драч - поэт поиска нового содержания и
формы.
«Художнику - нет скованных норм. Он
- норма сам, он сам в своем стиле...»
(И.
Драч)
Особенности творческого стиля И. Драча:
- основные жанры творчества: баллада
(«Баллада о подсолнечнике», «Крылья»), стихотворение, поэма, поэма-мозаика («Чернобыльская
мадонна»), поэма-симфония («Смерть Шевченко»), притча, драматическая поэма («Дума
об Учителе», «Соловей - Сольвейг»), этюд («Этюд о хлебе», «Солнечный этюд»),
киноповесть, киносценарий («Пропала грамота», «Вечера на хуторе близ
Диканьки»), литературно-критическая разведка и др.;
- сочетание эпичности с найруженим
драматизмом и лиричностью;
- разноплановость художественного
мышление: прозрачные образы (часто фольклорные), сложные метафоры (иногда
перерастают в символы), философичность размышлений об общечеловеческих ценностях с
одновременным изображением приземленных картин;
- поэтический язык обогащенная научной
лексикой, необычными ассоциативными рядами, метафорами, символами;
- модернизирует классическую форму баллады
(изображение исторических, героических ситуаций с элементами фантастики): приземляет
сюжеты, вводит в реалии быта, моделирует необычные ситуации духовного выбора;
- сонцепоклонницькі мотивы.
Ведущие
темы и проблемы:
• любовь не только в пределах
субъективного, но и объективного (в космическом действе бытия);
• тема осуждения фашизма во всех
проявлениях;
• размышления над назначением поэта и
поэзии, сущностью искусства;
• творческая свобода;
• экологические проблемы;
• хлеб - святыня, символ крепкой
семьи, жизни, гостеприимства;
• красота и уродство человеческой души;
• величие Кобзаря - одного из лучших
украинских сыновей;
• судьба обычного человека и др.
«Баллада о
подсолнечник»
(1962)
Первая сборка И. Драча «Подсолнух»
ознаменовало новый этап в развитии украинской лирики своим жанровым
новаторством.
«Баллада о подсолнечнике» (1962),
вошла в сборник, была переведена на многие языки мира.
Поэт реформировал жанровые возможности
баллады, отбросив традиционные легендарно - исторические, героические и фантастические ее
атрибуты, но оставив лиро-эпическую структуру, напряженный сюжет. Поэт расширяет
пространственные координаты художественного мира, смело отталкиваясь от бытовых,
будничных реалий жития и поднимаясь до широких обобщений.
В балладах И. Драча лирический субъект
умеет мгновенно постичь мир, увидеть в нем что-то удивительное, неповторимое, какой-то
новую грань, которая открывается не всем.
В «Балладе о подсолнух» бытовая
конкретика, универсальность и величие жизни объединены в целостность, читательское
мировосприятие связано ощущением непрерывности движения и открытием красоты в
повседневной жизни. Уже в начале баллады подсолнечник (неотъемлемый атрибут
украинского пейзажа и национального мироощущения) претерпевает метаморфоз:
В
подсолнечника были руки и ноги,
Было
тело шершавое и зеленый.
Он
бегал наперегонки с ветром,
Он
залезал на грушу, и рвал в пазуху гнилицы,
И
купался возле мельницы, и лежал в песке,
И
стрелял воробьев из рогатки.
Он
прыгал на одной ноге,
Чтобы
вылить из уха воду...
Поэт применяет фольклорный мотив
перевоплощение: в произведении подсолнечник - это парень. Благодаря ассоциациям реальные
предметы становятся символами. Образ солнца приобретает метафорического смысла и
символизирует поэзию, то есть солнце-поэзия трансформируется в образ обычного
сельского дяди. Мгновенные нарушения пропорций, неожиданные пространственные и
смысловые смещения, ассоциативные комбинации явлений и предметов становятся важным
инструментом для выражения идеи произведения. В этих вариантах важную роль играет момент
сенсации. Это своеобразный психологический «зрительный план», ведь сопоставлены события и
картины поражают сознание читателя.
Образы подсолнуха и солнца чрезвычайно
прозрачные: читателю понятно, что поэт неразделимо связан с реальной жизнью,
которое дает возможность самореализоваться создателю. Открытие красоты, духовности,
приобретают космического, солнечного измерения, невозможны без «земного», реального
бытие, творческая личность воплощает в произведениях искусства.
Произведение завершается монологом:
Поэзия,
солнце мое оранжевое!
Ежесекундно
какой-то мальчишка
Открывает
тебя для себя,
Чтобы
стать навеки подсолнечником.
Поэтика произведения является модерным. Балладу
написано верлибром, ритмическая раскрепощенность которого давала возможность автору
свободно передать движение сложных картин, мыслей и чувств.
Баллада
- жанр лиро-эпической поэзии фантастической, историко-героической или социально-
бытовой тематики с драматическим сюжетом.
Метаморфоза
- преобразование одной формы чего-либо в другую; видоизменение.
Верлибр
- стихотворение без рифмы и размеров с произвольным чередованием строк разной длины.