Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Тарас Григорьевич Шевченко

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО (1838-1843 гг.)

Баллады


Ранний период творчества Т. Шевченко ознаменовался написанием трех баллад: «Причинная», «Тополь» , «Утопленница». Как известно, балладу «Причинная» было написано в 1837 г., еще до выкупа Поэта из крепостничества. Поэтому кое-кто из исследователей именно этот год считают началом первого периода творчества. Все три баллады представляют собой образцы романтической поэзии. В основе каждой из них лежит конфликт между стремлением человека к счастью и препятствиями на пути к нему. А базируются баллады Шевченко на реальной почве и народнопісенній творчества.

Так, баллада «Причинная» рассказывает о любви девушки-сироты до казака,

Что в прошлом году бросил.

Обещался вернуться,

И, видимо, и погиб!



Девушка не выдерживает разлуки с любимым и становится причинной (теряет психическое равновесие вследствие постороннего вмешательства), потому что «так гадалка сделала». Стремление быть счастливой наталкивается на препятствия, вызванные вмешательством реальных сил (цель-отъезда казака неизвестна, возможно, это поход) и фантастических (гадалка, русалки). Переживания девушки усиливаются показом то грозного, то спокойного состояния природы.

Итак, в этой балладе есть признаки романтизма (необычные события, роковые обстоятельства, герои, способные на очень сильное, страстное чувство). Но в произведении фантастическое и реальное тесно переплетается, что подтверждает как фольклорную основу произведения, так и его романтическую направленность.

Баллада также является ярким примером перехода от одного размера к другому, что обусловлено содержанием и настроением ее различных частей.

Четырехстопный ямб («Ревет и стонет Днепр широкий») усиливает ритмику стихотворного языка, а 14-слоговой стих («В такую сутки под горой, возле того роще») и 12-слоговый размер («Такова ее судьба... О Боже мой милый!») стихотворения приближает это произведение к народной песне, обогащает его, придает законченность.

В трех балладах первого периода Шевченко уходит от реального к фантастическому, однако элемент фантастики сводит к минимуму. Так и в балладе «Тополь», и в балладе «Утопленная» в основу конфликта положены реальные события. У «Тополя» четко выраженный социальный конфликт, когда девушку отдают за старого богатого нелюбимого, а в «Утопленной» автор становится на позиции народной морали, показывая, что распущенность убивает в человеке все человеческие качества, даже материнские чувства.